Проведите лингвистический анализ текста. КОЛОКОЛЬНЯ. План лингвистического анализа текста
1. Тема текста.
Темой текста является описание…
Это произведение посвящено изображению…
2. Основная мысль
Автор стремится показать…
Автор подводит читателя к выводу, что…
Основной мыслью произведения является…
3. Количество микротем
Несмотря на небольшой объем текста, в нем можно выделить … микротем, а
именно…
В данном тексте можно выделить следующие микротемы…
Количество абзацев в тексте совпадает (не совпадает) с количеством
микротем.
4. Настроение
Это произведение пронизано ощущением радости (веселья, грусти…)
Автор хочет передать грусть (веселье), которое охватывает его, когда он
наблюдает за тем, что…
Произведение проникнуто грустным (печальным, меланхоличным;
радостным, веселым, жизнерадостным…) настроением.
5. Средства художественной изобразительности
В тексте автор создает яркий (запоминающийся, необычный образ …,
используя следующие изобразительно-выразительные средства:
эпитеты…,
сравнения…,
метафоры…,
олицетворения…
Автор достигает своей цели, используя …
6. Лексические особенности
В тексте изображаются обычные жизненные явления, поэтому автор
использует общеупотребительную лексику.
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами автору
передать положительные эмоции.
Лексические повторы позволяют сосредоточить внимание на…
Чтобы показать важность, значимость события, автор использует
возвышенную лексику.
Обилие разговорной лексики позволяет передать…
7. Выразительные и изобразительные возможности синтаксиса
В тексте преобладают простые (сложные) предложения
По цели высказывания большинство предложений - …, по интонации - …
Большинство предложений являются односоставными (двусоставными), это
создает …
Можно выделить предложения с однородными членами, с их автору
удается передать быструю смену действий, непрерывность движения.
Предложения с многоточиями…
Предложения с тире … придают тексту большую эмоциональность.
Предложения с обратным порядком слов … придают тексту поэтичность,
выразительность.
8. Звуковые средства художественной изобразительности
Звуковая организация текста подчинена раскрытию его содержания.
Звуки … пронизывают все произведение.
Из звуковой гаммы текста выделяются …
Частое употребление звуков передать общее настроение
произведения.
9. Элементы стихотворной речи
В данном тексте можно встретить такой элемент поэтической речи, как
рифмующиеся слова …
Кроме того, можно утверждать, что в тексте присутствует ритм.
Кто хочет увидеть единым взором, в один окоём, нашу недотопленную
Россию — не упустите посмотреть на калязинскую колокольню. Она стояла при
соборе, в гуще изобильного торгового города, близ Гостиного двора, и на
площадь к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. И
никакой же провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший
разорения жестокие и от татар, и от поляков, на своём восьмом веку будет,
невежественной волей самодурных властителей, утоплен на две трети в Волге:
всё бы вторая плотина, да поскупились большевики на неё. (Да что! —
Молога и вся на дне.) И сегодня, стань на прибрежной грани, — даже
воображению твоему уже не подъять из хляби этот изневольный Китеж, или
Атлантиду, ушедшую на дюжину саженей глубины. Но осталась от утопленного
города — высокостройная колокольня. Собор взорвали или растащили на
кирпичи ради нашего будущего — а колокольню почему-то не доспели свалить,
даже вовсе не тронули, как заповедную бы. И — вот, стоит из воды,
добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху (полтора
яруса залито), в последние годы уж и отместку присыпали к ней для сохранности
низа, — стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, пятью просквоженными
пролётами, а дальше луковкой и шпилем — в небо! Да ещё на шпиле — каким
чудом? — крест уцелел. От крупных волжских теплоходов, не добирающих
высотой, как издали глянуть, и на пол-яруса, — шлёпают волны по белым
стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют советские пассажиры. Как по
израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам, где и с покошенными
уже домишками тех поспешно переселённых затопленцев. На фальшивой
набережной калязинские бабы, сохраняя старую приверженность к исконной
мягкости и чистоте волжской воды, тщатся выполаскивать бельё.
Полузамерший, переломленный, недобитый город, с малым остатком прежних
отменных зданий. Но и в этой запусти у покинутых тут, обманутых людей нет
другого выбора, как жить. И жить — здесь. И для них тут, и для всех, кто
однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша
молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить… ( А.
Солженицын)