Прочитайте текст и выполните задания.
ЧУДО НА СВОЁМ МЕСТЕ
Небо, глядя на Землю, как она творит горы и долы, моря и реки, деревья и травы, из одной только радости видеть чудо творения из сини своей да из облаков выслепило всего один камень – лазурит. Ну, конечно, не удержало, уронило, и одна частица сотворенного небом камня – синее око, величиной с хороший автобус, – ухнула всего-то в полутора километрах от домика, в котором жили учёный человек Виталий Михайлович и его внук Агей на Памире. Впрочем, случилось это несколько раньше, чем люди начали заниматься изучением ледников. Открыл камень Агей. А потом они с дедушкой «закрыли» открытие.
Виталий Михайлович о науке был очень высокого мнения, а вот в разумности человечества сомневался.
– Сколько цивилизаций погубили распри и войны! – восклицал он. – Египет, Эллада, древние индийские государства, Рим! И что же? Миллионы людей, лучшие умы, снова работают на войну.
И ещё в одном укорял Виталий Михайлович человечество: в неразумной корысти.
– Покажи мы этот лазурит геологам – и начнётся! Тотчас всё разворочают. Камень распилят на кусочки, увезут, шкатулок из него наделают, каких-нибудь верблюдиков. А он – чудо природы. Пусть лежит в земле, покуда люди не дорастут до мысли, что чудо должно принадлежать тому месту, где сотворено природой. Не обязательно всё свозить в города. Чудо на своём месте обязательно родит иное чудо. Ну, например, придёт сюда мудрый человек, посмотрит на лазурит, и осенит его счастливое открытие.
Агей разгрёб слой земли и глядел на синюю, словно бы в изморози, вершинку камня. Взглядывал на небо, на горы, на крошечный домишко станции и ждал, не шевельнется ли в душе какой-нибудь корешочек какого-то открытия?
Корешочек сидел тихо-тихо, словно его и не было.
– Не время, – вздохнул Агей. Он был уверен: открытие за ним. Знать бы, какое? В биологии, в геологии или, может, это будут – стихи? Стихи, нужные всему миру и каждому человеку, любого открытия стоят.
Агей наклонился, прикоснулся рукой к лазуриту.
– Ладно, – сказал он точь-в-точь как дед. – Я к тебе приду потом. Думаешь, не понимаю, что учиться надо? Потому и уезжаю. Ты потерпи, вернусь – освобожу тебя. К тому времени люди наверняка поумнеют.
Агей забросал лазурит землёй, привалил тонкое место камнем.
– Ты уж нас с дедушкой! – и вздохнул. Целый день вздыхалось.
(В. А. Бахревский «Агей»)
Выполните задания.
1. Составьте и запишите план текста.
2. Чем удивительна была находка Агея и его деда? Отметьте ДВА правильных ответа.
А. Они нашли метеорит поразительных размеров.
Б. Они нашли редкий камень больших размеров.
В. Они нашли камень поразительной красоты.
Г. Они нашли волшебный камень. Д. Они нашли остатки древнего ледника.
3. Найдите и выпишите из текста только те слова, которыми автор описывает размеры камня.
4. .Как Виталий Михайлович хотел бы, чтобы люди поступили с лазуритом? Отметьте ОДИН правильный ответ.
А. Отправили бы лазурит в музей, чтобы его красоту видели многие.
Б. Сделали бы из лазурита по-настоящему прекрасные вещи.
В. Изучили бы свойства лазурита в научной лаборатории.
Г. Приходили смотреть на лазурит туда, где он появился.
5. .Ниже приведена часть разговора двух ребят, которые прочитали текст «Чудо на своём месте». Аня: «Начало рассказа не сочетается с текстом. Оно волшебное, как для сказки» Максим: «Нет-нет, начало очень подходит к этому тексту». Кто из ребят прав? Объясните свой ответ (2-3 предложения).
6. Какую мысль текста автор подтверждает примером «…придёт сюда мудрый человек, посмотрит на лазурит, и осенит его счастливое открытие»? Найдите и выпишите предложение из текста.
7. .За что Агей по прощения у камня? Запишите свой ответ.
8. Действие рассказа происходит в веке. Как вы думаете, рассказал бы Агей о лазурите людям в наше время? Объясните, почему вы так считаете.
- Небесное происшествие с лазуритом
- Виталий Михайлович и его сомнения в разумности человечества
- Открытие камня Агеем и его решение "закрыть" его от других
- Агей размышляет о том, какое открытие может последовать за лазуритом
- Агей возвращает лазурит на место и обращается к нему
- Разговор Агея с дедушкой о его уезде и возврате после того, как люди поумнеют
- Агей прощается с камнем и выражает свои сожаления
- Размышления о значении лазурита и его месте в мире
2. Правильные ответы на вопрос: Чем удивительна была находка Агея и его деда?
В. Они нашли камень поразительной красоты.
Г. Они нашли волшебный камень.
3. Слова, которыми автор описывает размеры камня: "величиной с хороший автобус".
4. В. Изучили бы свойства лазурита в научной лаборатории.
5. Правильный ответ - Максим. Начало рассказа сочетается с текстом, потому что оно создает загадочную атмосферу и вводит волшебный элемент в рассказ.
6. Мысль текста, которую автор подтверждает примером, это идея о том, что мудрый человек, приходящий к лазуриту, сможет осознать его ценность и значимость. Предложение из текста: "Пусть лежит в земле, покуда люди не дорастут до мысли, что чудо должно принадлежать тому месту, где сотворено природой".
7. Агей просит прощения у камня, выражая свое сожаление и обещая вернуться к нему позже.
8. Агей, вероятно, не рассказал бы о лазурите людям в наше время, потому что он видел ценность и красоту камня там, где он был найден. Он хотел, чтобы люди пришли и увидели его на его месте, восхитились и получили вдохновение подобно ему и его дедушке. В наше время, где акцент делается на науке и научных исследованиях, вероятно, был бы интерес узнать больше о лазурите и его свойствах, но Агей предпочел бы сохранить его на месте и обратить внимание на ценность открытия природы.