Прочитайте сказку салтыкова-щедрина «богатырь» (1886), которая при жизни писателя не публиковалась. проанализируйте текст, опираясь на предложенный тезисный план: 1. образное звучание названия сказки и ее зачин. особенности «происхождения» богатыря и смысл его первых «подвигов» (сходство деяний
героя с персонажами « одного города» и «медведя на воеводстве»). 2. позиция «своих» и «чужих» в оценке явления богатыря. тема страха как гаранта «равновесия» между верховной властью и народом («людишками»). 3. описание народных бедствий и проблема веры в «доброго царя» как особенность национального
сознания. слияние авторского голоса с «мнением народным»: «что ж это за богатырь такой? » 4. смысл соотношения реплик «поспешай, богатырь, поспешай! » и «спи, богатырь, спи! ». тема богатырства руси в произведениях предшественников и современников салтыкова-щедрина («мертвые души» н.в. гоголя,
«кому на руси жить хорошо» н.а. некрасова). 5. фольклорные образы и мотивы в сказке щедрина, их функция в построении сюжета (былинные аналогии), образных характеристиках, выражении авторской идеи. 6. приемы отображения авторской позиции в повествовании (авторская ирония, риторические обращения к
читателю, совмещение элементов стиля и народной речи, иносказание, гротеск). 7. отражение в сказке парадоксов . символика образов (богатырь, иванушка-дурак, дупло, лес и т. принадлежность сатирических сказок щедрина к «высоким созданиям», которые, по мысли н.в. гоголя донести «даже
простолюдину дело, доступное только мудрецу».

Fomabarca Fomabarca    1   08.10.2019 17:50    1296

Ответы
Davidkontrasity Davidkontrasity  21.12.2023 14:43
Сказка "Богатырь" была написана сатирическим писателем Михаилом Салтыковым-Щедриным в 1886 году, но она не была опубликована при жизни автора. В этой сказке автор поднимает вопросы национальной и социальной сущности России и ее проблемное состояние начала 20-го века.

1. Образное звучание названия сказки и ее зачин. Особенности «происхождения» богатыря и смысл его первых «подвигов».
В названии сказки "Богатырь" уже звучит образ самого героя, подразумевая его могущественность и силу. Зачин сказки раскрывает первоначальное происхождение богатыря, его родословную, которая оказывается не слишком благополучной. Смысл первых "подвигов" богатыря заключается в том, что его поступки имеют сходство с деяниями персонажей "Одного города" и "Медведя на воеводстве". Это указывает на то, что сам герой не обладает настоящими героическими качествами, а его "подвиги" скорее являются проявлением национальных недостатков и проблем.

2. Позиция «своих» и «чужих» в оценке явления богатыря. Тема страха как гаранта «равновесия» между верховной властью и народом («людишками»).
В сказке Салтыков-Щедрин раскрывает оценку явления богатыря как "своими" и "чужими". "Свои" - это те, кто знает об истинной природе богатыря и которым явление его небезразлично. "Чужие" - это те, кто относится к богатырю с наивностью или, наоборот, с презрением. Тема страха в сказке играет роль гаранта сохранения "равновесия" между верховной властью и народом, так называемыми "людишками". Богатырь воплощает этот страх и символизирует мощь и угрозу, которую власть может наводить на народ в случае потери контроля.

3. Описание народных бедствий и проблема веры в «доброго царя» как особенность национального сознания. Слияние авторского голоса с «мнением народным».
В сказке Салтыкова-Щедрина описаны народные бедствия, которые охватили Россию. Однако, несмотря на все трудности, народ всё равно сохраняет веру в "доброго царя". Здесь акцентируется национальное сознание, которое часто склонно к идеализации и вере в идеалы, даже в условиях жестокой реальности. Авторский голос сливается с "мнением народным", что позволяет передать истинное настроение и понимание народа.

4. Смысл соотношения реплик «поспешай, богатырь, поспешай!» и «спи, богатырь, спи!». Тема богатырства Руси в произведениях предшественников и современников Салтыкова-Щедрина.
Реплики "поспешай, богатырь, поспешай!" и "спи, богатырь, спи!" в сказке символизируют две антагонистические силы - требование действия и желание уснуть, сделать вид, что проблемы не существуют. Тема богатырства Руси является общей для произведений предшественников и современников Салтыкова-Щедрина, таких как "Мертвые души" Н.В. Гоголя и "Кому на Руси жить хорошо" Н.А. Некрасова. Она иллюстрирует комплексную сложность и противоречивость этого феномена и его влияния на национальную культуру.

5. Фольклорные образы и мотивы в сказке Щедрина, их функция в построении сюжета, образных характеристиках, выражении авторской идеи.
В сказке "Богатырь" присутствуют фольклорные образы и мотивы, которые выполняют важную функцию в построении сюжета и образных характеристик. Например, былинные аналогии привлекают внимание читателя и помогают автору выразить идею. Фольклорные мотивы также служат для создания настроения и передачи ярких эмоций.

6. Приемы отображения авторской позиции в повествовании (авторская ирония, риторические обращения к читателю, совмещение элементов стиля и народной речи, иносказание, гротеск).
В сказке "Богатырь" Салтыков-Щедрин использует различные приемы для отображения своей авторской позиции. Например, авторская ирония помогает подчеркнуть противоречивость и абсурдность некоторых ситуаций, риторические обращения к читателю создают ощущение прямого общения. Совмещение элементов стиля и народной речи усиливает реалистичность и доступность произведения. Иносказания и гротеск также являются типичными приемами сатирической литературы и помогают передать авторскую идею.

7. Отражение в сказке парадоксов. Символика образов (богатырь, Иванушка-дурак, дупло, лес и т.д.). Принадлежность сатирических сказок Щедрина к «высоким созданиям».
Сказка "Богатырь" отражает парадоксы и противоречия в русской истории и культуре. Символика образов, таких как богатырь, Иванушка-дурак, дупло, лес и т.д., имеет глубокое значение и дополняет общую идею сказки. Принадлежность сатирических сказок Щедрина к "высоким созданиям" подчеркивает их ценность и значимость в литературе и обществе.

Таким образом, анализ сказки "Богатырь" по тезисному плану позволяет более глубоко понять и оценить художественные и социальные аспекты произведения. Включение обоснования и пошагового решения помогает школьнику получить детальное объяснение и полное понимание ответа.
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Литература