Начало Великой Отечественной войны Ахматова встретила в Ленинграде, но медики настояли, чтобы 52-летняя на тот момент поэтесса, покинула любимый город. Далее последовала череда переездов – из Северной столицы в Москву, потом в Чистополь, оттуда Анна Андреевна отправилась через Казань в Ташкент. В город на Неве она вернулась при первой же возможности – в конце мая 1944 года. Во время Великой Отечественной войны поэтесса не прекращала писать. Ее стихотворения проникнуты искренним патриотическим пафосом и сильнейшей болью за тех, кто погиб в сражениях за свободу, в них содержатся призывы на борьбу против немецко-фашистских захватчиков. Среди самых известных произведений – «Клятва» (1941), «Мужество» (1942), «Победителям» (1944).
К теме войны Анна Андреевна возвращалась и после ее завершения. Например, в стихотворении пять лет, — и залечила раны…», написанном в мае 1950 года. Текст входит в цикл «Слава миру», в котором Ахматова восхваляла Сталина. Естественно, искренности в нем нет ни грамма. Сочинять оды вождю народов поэтессе пришлось ради освобождения сына – Льва Николаевича Гумилева – из тюрьмы. Произведений, включенных в цикл, Анна Андреевна сильно стыдилась. Скорей всего, дело было не только в Сталине. Ахматова, писавшая на заказ, писала плохо и фальшиво. Как верно заметила Лидия Корнеевна Чуковская, любой ремесленник справился бы с задачей лучше.
В стихотворении пять лет, — и залечила раны…» рассказывается о стране, постепенно восстанавливающей быт после разрушительной Великой Отечественной войны. Жизнь снова набирает обороты – место танка занял мирный трактор; где когда-то полыхал пожар, сейчас благоухает сад; по изрытому в тракту свободно ездят автомобили; мать, чье сердце в войну изнывало от разлуки, поет, качая колыбель. Глупо отрицать гениальность Ахматовой, но также глупо отрицать фальшь, которой пронизан рассматриваемый текст. Достаточно хотя бы того, что часть лексики, выбранной для произведения, чужда Анне Андреевной. В частности, речь идет об упомянутых выше тракторах и летящих легких автомобилях. При этом в стихотворении есть пара поистине чудесный строчек: …И русские поляны Опять полны студеной тишиной. Столь тонкое наблюдение – оказывается, поляны, затерянные среди деревьев, нельзя назвать пустыми, ведь их наполняет студеная тишина, – признак гениального поэта, каковым и была Ахматова.
Начало Великой Отечественной войны Ахматова встретила в Ленинграде, но медики настояли, чтобы 52-летняя на тот момент поэтесса, покинула любимый город. Далее последовала череда переездов – из Северной столицы в Москву, потом в Чистополь, оттуда Анна Андреевна отправилась через Казань в Ташкент. В город на Неве она вернулась при первой же возможности – в конце мая 1944 года. Во время Великой Отечественной войны поэтесса не прекращала писать. Ее стихотворения проникнуты искренним патриотическим пафосом и сильнейшей болью за тех, кто погиб в сражениях за свободу, в них содержатся призывы на борьбу против немецко-фашистских захватчиков. Среди самых известных произведений – «Клятва» (1941), «Мужество» (1942), «Победителям» (1944).
К теме войны Анна Андреевна возвращалась и после ее завершения. Например, в стихотворении пять лет, — и залечила раны…», написанном в мае 1950 года. Текст входит в цикл «Слава миру», в котором Ахматова восхваляла Сталина. Естественно, искренности в нем нет ни грамма. Сочинять оды вождю народов поэтессе пришлось ради освобождения сына – Льва Николаевича Гумилева – из тюрьмы. Произведений, включенных в цикл, Анна Андреевна сильно стыдилась. Скорей всего, дело было не только в Сталине. Ахматова, писавшая на заказ, писала плохо и фальшиво. Как верно заметила Лидия Корнеевна Чуковская, любой ремесленник справился бы с задачей лучше.
В стихотворении пять лет, — и залечила раны…» рассказывается о стране, постепенно восстанавливающей быт после разрушительной Великой Отечественной войны. Жизнь снова набирает обороты – место танка занял мирный трактор; где когда-то полыхал пожар, сейчас благоухает сад; по изрытому в тракту свободно ездят автомобили; мать, чье сердце в войну изнывало от разлуки, поет, качая колыбель. Глупо отрицать гениальность Ахматовой, но также глупо отрицать фальшь, которой пронизан рассматриваемый текст. Достаточно хотя бы того, что часть лексики, выбранной для произведения, чужда Анне Андреевной. В частности, речь идет об упомянутых выше тракторах и летящих легких автомобилях. При этом в стихотворении есть пара поистине чудесный строчек:
…И русские поляны
Опять полны студеной тишиной.
Столь тонкое наблюдение – оказывается, поляны, затерянные среди деревьев, нельзя назвать пустыми, ведь их наполняет студеная тишина, – признак гениального поэта, каковым и была Ахматова.