Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А1 - А5; В1 - В4; С1. Катерина (одна, задумчиво). Ну, теперь тишина у нас в доме воцарится. Ах, какая скука! Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать - ангелы ведь это. (Молчание.) Кабы я маленькая умерла, лучше бы было. Глядела бы я с неба на землю да радовалась всему. А то полетели бы невидимо, куда захотела. Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка (Задумывается.) А вот что сделаю: я начну работу какую-нибудь по обещанию; пойду в гостиный двор, куплю холста, да и буду шить белье, а потом раздам бедным. Они за меня Богу . Вот и засядем шить с Варварой, и не увидим, как время пройдет, а тут Тиша приедет.
Входит Варвара. Катерина и Варвара.
Варвара (покрывает голову платком перед зеркалом). Я теперь гулять пойду; а ужо нам Глаша постелет постели в саду, маменька позволила. В саду, за малиной, есть калитка, ее маменька запирает на замок, а ключ прячет. Я его унесла, а ей подложила другой, чтоб не заметила. На вот, может быть, понадобится. (Подает ключ.) Если увижу, так скажу, чтоб приходил к калитке.
К а т е р и н а (с испугом, отталкивая ключ). На что! На что! Не надо! Не надо!.
Варвара. Тебе не надо, мне понадобится; возьми, не укусит он тебя.
Катерина. Да что ты затеяла-то, греховодница! Можно ли это! Подумала ль ты? Что ты! Что ты!
Варвара. Ну, я много разговаривать не люблю; да и некогда мне. Мне гулять пора. (Уходит.)
А1. Каково авторское определение жанра пьесы «Гроза»?
1) комедия; 3) драма;
2) трагедия; 4) водевиль.
А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
1) является завязкой любовной сюжетной линии;
2) является одним из этапов развития сюжета;
3) является кульминацией сюжета;
4) является эпилогом.
АЗ. Приведенный выше разговор между героинями происходит:
1) в финале пьесы, после приезда Тихона;
2) в середине пьесы, в доме Кабанихи;
3) в самом начале пьесы, на берегу Волги;
4) сразу же после прихода Дикого к Кабанихе.
А4. Что побуждает Варвару попросить разрешения у матери спать вместе с Катериной в саду?
1) желание тайно встретиться с Кудряшом;
2) стремление избавиться от странниц;
3) жестокость;
4) стыд.
А5. Главным средством выражения авторского отношения к героям в данном фрагменте являются:
1) портреты героев;
2) речь, поступки героев и авторские ремарки;
3) авторские ремарки;
4) поступки героев.
В1. Реплика Катерины представляет собой законченное развернутое высказывание. Как называется подобный тип высказывания в драматическом произведении? ответ:
В2. В речь героев пьесы А. И. Островского включены непосредственно авторские
замечания о том, как необходимо действовать герою. Как в драматическом произведении называются эти авторские пометки?
ответ:
ВЗ. Назовите реплику Катерины, подтверждающую ее любовь к поэзии.
ответ:
В4. Укажите термин, которым обозначают глубокое противоречие, лежащее в основе развития драматического действия (например, противопоставление «темного царства» и Катерины в данной пьесе).
ответ:
С1. Как Варвара относится к матери? Как данное отношение к родительнице характеризует героиню?
А2. Данный фрагмент является одним из этапов развития сюжета. Обоснование: Этот фрагмент представляет собой диалог двух героинь, в котором они обсуждают свои дальнейшие планы и мечты. Он не является завязкой сюжетной линии, кульминацией или эпилогом.
АЗ. Разговор между героинями происходит в середине пьесы, в доме Кабанихи. Обоснование: В тексте не указано место и время действия, но по контексту можно сделать вывод, что разговор происходит в доме, где живут Катерина и Варвара.
А4. Варвару побуждает стремление избавиться от странниц. Обоснование: В тексте фрагмента Варвара говорит, что она хочет пойти в сад, чтобы увидеться со своим возлюбленным Кудряшом. Она просит разрешения спать вместе с Катериной, чтобы тайно встретиться с ним.
А5. Главным средством выражения авторского отношения к героям в данном фрагменте являются речь, поступки героев и авторские ремарки. Обоснование: В тексте мы видим, как Катерина и Варвара диалогически общаются, выражая свои лирические монологи и обсуждая свои мысли и чувства. Кроме того, авторские ремарки также помогают понять настроение и своеобразие героев.
В1. Подобный тип высказывания в драматическом произведении называется монологом. Обоснование: Реплика Катерины является законченным и развернутым высказыванием, где она выражает свои мысли и желания.
В2. В драматическом произведении авторские пометки о том, как необходимо действовать герою, называются режиссерскими инструкциями или сценическими указаниями. Обоснование: В данном фрагменте текста отсутствуют авторские пометки.
ВЗ. Реплика Катерины, подтверждающая ее любовь к поэзии - "Люблю очень с детьми разговаривать - ангелы ведь это." Обоснование: В данной реплике Катерина говорит о своей любви к общению с детьми, которые по ее мнению являются ангелами.
В4. Глубокое противоречие, лежащее в основе развития драматического действия, в данной пьесе обозначается термином "драматический конфликт". Обоснование: Весь сюжет пьесы "Гроза" строится на противоречии между "темным царством" и Катериной, что создает основу для развития драматического действия.
С1. Варвара относится к матери с неуважением и недоверием. Отношение Варвары к родительнице характеризует ее как непослушную и бунтующую девочку. Обоснование: В тексте фрагмента видно, что Варвара пользуется тайным ключом, чтобы уйти в сад без разрешения матери, и не обращает внимания на ее запреты и наставления.