Прочитайте отрывок из повести Л. Толстого «Кавказский пленник». Уж стал месяц бледнеть, роса пала, близко к свету, а Жилин до края леса не дошел. «Ну, — думает, — еще тридцать шагов пройду, сверну в лес и сяду тридцать шагов, видит — лес кончается. Вышел на край — совсем светло, как на ладонке перед ним степь и крепость, и налево, близехонько под горой, огни горят, тухнут, дым стелется и люди у костров. Вгляделся — видит: ружья блестят, казаки, солдаты. Обрадовался Жилин, собрался с последними силами, пошел под гору. А сам думает: «избави бог, тут, в чистом поле увидит конный татарин; хоть близко, а не уйдешь». Только подумал — глядь: налево, на бугре, стоят трое татар, десятины на две. Увидали его, — пустились к нему. Так сердце у него и оборвалось. Замахал руками, закричал что было духу своим:— Братцы! выручай! братцы! Услыхали наши, — выскочили казаки верховые. Пустились к нему — наперерез татарам. Казакам далеко, а татарам близко. Да уж и Жилин собрался с последней силой, подхватил рукой колодку, бежит к казакам, а сам себя не помнит, крестится и кричит:— Братцы! братцы! братцы! Казаков человек пятнадцать было. Испугались татары, — не доезжаючи, стали останавливаться. И подбежал Жилин к казакам. Окружили его казаки, спрашивают: «кто он, что за человек, откуда?» А Жилин сам себя не помнит, плачет и приговаривает:— Братцы! Братцы! Выбежали солдаты, обступили Жилина; кто ему хлеба, кто каши, кто водки, кто шинелью прикрывает, кто колодку разбивает. Узнали его офицеры, повезли в крепость. Обрадовались солдаты, товарищи собрались к Жилину. Рассказал Жилин, как с ним всё дело было и говорит:— Вот я и домой съездил, женился! Нет, уж, видно, не судьба моя. И остался служить на Кавказе. А Костылина только еще через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли.
1. Определите тему отрывка. Озаглавьте эпизод. [1б]
2. Разбейте текст на смысловые части и составьте простой назывной план. [1б]
3. Подберите к каждому пункту плана соответствующие цитаты. [2б]
4. Охарактеризуйте персонаж. Что Жилину осуществить свой побег? [1б]
ненадо писать сжзввльсддылвлуллвл и все ответьте это СОЧ!
Эпизод можно озаглавить как "Бегство и спасение Жилина".
2. План:
- Месяц бледнеет, роса падает, Жилин не доходит до края леса (начало приключений героя).
- Жилин решает продолжать двигаться и натыкается на поляну с казаками, татарами и горами (изменение окружающей обстановки и повышение напряжения).
- Герой в растерянности и страхе обращается за помощью к казакам (отчаяние и искренность чувств героя).
- Казаки приходят на помощь Жилину и противостоят татарам (переломный момент в эпизоде).
- Казаки спрашивают Жилина о его происхождении (разговор с главным героем).
- Солдаты помогают Жилину и он доставляется в крепость (окончание приключений героя).
- Друзья Жилина собираются вокруг него, он рассказывает им о своих приключениях (история основного героя и его возвращение).
3. Цитаты:
- "Ну, — думает, — еще тридцать шагов пройду, сверну в лес и сяду тридцать шагов, видит — лес кончается."
- "Обрадовался Жилин, собрался с последними силами, пошел под гору."
- "Братцы! выручай! братцы!"
- "И подбежал Жилин к казакам. Окружили его казаки, спрашивают: «кто он, что за человек, откуда?»"
- "Узнали его офицеры, повезли в крепость."
- "Обрадовались солдаты, товарищи собрались к Жилину. Рассказал Жилин, как с ним всё дело было и говорит:— Вот я и домой съездил, женился! Нет, уж, видно, не судьба моя."
4. Жилин - главный герой, который столкнулся с трудностями и препятствиями на своем пути. Хотя он был уставшим и близким к отчаянию, Жилин не сдался, а искал способы спастись. Его храбрость и отчаянность позволили ему преодолеть свои страхи и приблизиться к казакам, где он наконец-то нашел помощь и спасение. Герой проявил решимость и смелость в критической ситуации, а также образованность (умение прочитать напись на колодке) и веру в свою судьбу, когда он крестился. Жилину пришлось преодолеть многое, чтобы спастись, и его стойкость помогла ему выжить и вернуться к своим друзьям.