1. создания. стихотворение «родина» было написано лермонтовым в 1841 г. первоначально было названо автором «отчизна». считается полемическим ответом на стихотворение «отчизна» хомякова, появившееся в 1839 г. хомяков был крайним сторонником славянофильства. в своем стихотворении он отстаивает идеи смирения народа и его беззаветной верности православной вере. только в этом славянофилы видели величие россии. лермонтову же были присущи более демократические взгляды. слишком вольные мысли поэта были причиной того, что стихотворение долго не печаталось российскими издательствами.
2. жанр произведения – лирическое стихотворение, наблюдение и размышления автора о своей родине.
3. основная тема стихотворения – ощущение неразрывной связи поэта со своей страной. для лермонтова родина – это не высшее общество с его мелочными интересами и бесконечными интригами. в «родине» лермонтов признается, что сам не понимает причин своей безграничной любви к отечеству. в первых строках содержится скрытая полемика со славянофилами. для поэта не так важны великие деяния предков и «заветные преданья». его любовь к родине «странная», впитанная с молоком матери.
лермонтова восхищает неприхотливый пейзаж. если изнеженным дворянам претит сама мысль о поездке в простой телеге по ухабистым российским просторам, то поэт находит в этом особую привлекательность. только почувствовав на себе жизнь простого народа, можно понять и полюбить россию. вместо шумной столичной жизни лермонтова привлекают безыскусные стороны крестьянского быта.
поэт не дает прямого противопоставления, но оно чувствуется в произведении. великолепный он с радостью променяет на «пляску с топаньем и свистом». в любовном отношении к деревенской жизни и простому народу лермонтов развивает демократические взгляды пушкина. поэт призывает высшее общество обратиться к национальным корням, обратить внимание на тех, чьими усилиями создается истинное величие россии.
4. композиция. вступительные шесть строк произведения весь его тон. лермонтов заявляет о своей любви к родине, которая не имеет границ и каких-либо конкретных причин. вторая часть – лирическое описание природы и крестьянского быта, сквозь которое проступают размышления и чувства автора.
5. размер произведения – шестистопный ямб, который к концу меняется на свободный размер рифмовки.
6. выразительные средства. для описания пейзажа лермонтов использует выразительные эпитеты: «холодное», «безбрежных», «дрожащие». обобщенный взгляд на всю россию представлен развернутыми метафорами («степей холодное молчанье», «лесов безбрежных колыханье») и ярким сравнением («разливы подобные морям»). начало произведения написано в торжественном стиле с употреблением «высоких» словосочетаний: «купленная кровью», «гордого доверия». постепенно язык , становится более конкретным. тем самым увеличивается эмоциональное воздействие. стихотворение становится более душевным, воздействующим непосредственно на чувства человека.
7. главная мысль стихотворения – беззаветная любовь к отчизне, которая слагается из простых, на первый взгляд незаметных, деталей. лермонтов убежден, что это чувство нельзя воспитать или как-то воздействовать на его развитие. эта любовь возникает непроизвольно в душе каждого человека.
план:
1. создания
2.жанр
3.основная тема
4.композиция
5.размер
6.выразительные средства
7.лавная мысль
1. создания. стихотворение «родина» было написано лермонтовым в 1841 г. первоначально было названо автором «отчизна». считается полемическим ответом на стихотворение «отчизна» хомякова, появившееся в 1839 г. хомяков был крайним сторонником славянофильства. в своем стихотворении он отстаивает идеи смирения народа и его беззаветной верности православной вере. только в этом славянофилы видели величие россии. лермонтову же были присущи более демократические взгляды. слишком вольные мысли поэта были причиной того, что стихотворение долго не печаталось российскими издательствами.
2. жанр произведения – лирическое стихотворение, наблюдение и размышления автора о своей родине.
3. основная тема стихотворения – ощущение неразрывной связи поэта со своей страной. для лермонтова родина – это не высшее общество с его мелочными интересами и бесконечными интригами. в «родине» лермонтов признается, что сам не понимает причин своей безграничной любви к отечеству. в первых строках содержится скрытая полемика со славянофилами. для поэта не так важны великие деяния предков и «заветные преданья». его любовь к родине «странная», впитанная с молоком матери.
лермонтова восхищает неприхотливый пейзаж. если изнеженным дворянам претит сама мысль о поездке в простой телеге по ухабистым российским просторам, то поэт находит в этом особую привлекательность. только почувствовав на себе жизнь простого народа, можно понять и полюбить россию. вместо шумной столичной жизни лермонтова привлекают безыскусные стороны крестьянского быта.
поэт не дает прямого противопоставления, но оно чувствуется в произведении. великолепный он с радостью променяет на «пляску с топаньем и свистом». в любовном отношении к деревенской жизни и простому народу лермонтов развивает демократические взгляды пушкина. поэт призывает высшее общество обратиться к национальным корням, обратить внимание на тех, чьими усилиями создается истинное величие россии.
4. композиция. вступительные шесть строк произведения весь его тон. лермонтов заявляет о своей любви к родине, которая не имеет границ и каких-либо конкретных причин. вторая часть – лирическое описание природы и крестьянского быта, сквозь которое проступают размышления и чувства автора.
5. размер произведения – шестистопный ямб, который к концу меняется на свободный размер рифмовки.
6. выразительные средства. для описания пейзажа лермонтов использует выразительные эпитеты: «холодное», «безбрежных», «дрожащие». обобщенный взгляд на всю россию представлен развернутыми метафорами («степей холодное молчанье», «лесов безбрежных колыханье») и ярким сравнением («разливы подобные морям»). начало произведения написано в торжественном стиле с употреблением «высоких» словосочетаний: «купленная кровью», «гордого доверия». постепенно язык , становится более конкретным. тем самым увеличивается эмоциональное воздействие. стихотворение становится более душевным, воздействующим непосредственно на чувства человека.
7. главная мысль стихотворения – беззаветная любовь к отчизне, которая слагается из простых, на первый взгляд незаметных, деталей. лермонтов убежден, что это чувство нельзя воспитать или как-то воздействовать на его развитие. эта любовь возникает непроизвольно в душе каждого человека.