Гоголя интересовала проблема истинного искусства и места художника в современном мире. Автор яростно защищает подлинное искусство, противопоставляя его ремеслу, которое было отражение причуд высшего общества. Для того, чтобы противостоять толпе, истинному художнику нужно иметь мужество и стойкость. У Чарткова этого не было, за что он и поплатился потерей таланта. Гоголь считал, что талант в искусстве-это Божий дар, который надо заслужить. Лишь искусство возвращает человеку утраченную им душевную гармонию в мире, раздираемом противоречиями, отравленном властью бездушного чистогана и меркантильностью. Перед человеком всегда встает определенный выбор – выбор судьбы. Бывает, что выбирая, человек ошибается и снова его мучает выбор – что делать дальше: осознать свою ошибку и исправить ее – это добрый путь; или понимать, что ошибаешься, но гордыня не позволяет исправиться, тогда падение окончательно – это злой выбор, безнравственный. Истинное искусство служит Добру.
Это судьба «маленького человека» в большом городе с его социальными контрастами, вызывающими разлад между представлениями об идеале и действительностью. Это проблема ответственности человека за свою судьбу, проблема ремесла и творчества, роль искусства и назначение художника.
Лишь искусство возвращает человеку утраченную им душевную гармонию в мире, раздираемом противоречиями, отравленном властью бездушного чистогана и меркантильностью.
Перед человеком всегда встает определенный выбор – выбор судьбы. Бывает, что выбирая, человек ошибается и снова его мучает выбор – что делать дальше: осознать свою ошибку и исправить ее – это добрый путь; или понимать, что ошибаешься, но гордыня не позволяет исправиться, тогда падение окончательно – это злой выбор, безнравственный. Истинное искусство служит Добру.