Роман «преступление и наказание» произвел на меня сильное впечатление. ф. м. достоевский — глубокий философ и тончайший психолог. он вошел в как мастер описания «больной души». одним из интереснейших героев достоевского является родион романович раскольников, убийца, философ, мыслитель. придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием близким людям, раскольников решается на преступление — на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий. родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за унижения и страдания сони мармеладовой, за всех тех, кто доведен до предела нищеты и нравственных мучений. раскольников чувствовал и видел мир, его , его победы и поражения. этому человеку казалось, что он понял людей и добрался до сути жизни. раскольников решил все взять в свои руки, направить ход событий по пути, предначертанному им самим. протест и возмущение родиона против общественного строя сочетается с его теорией «сильной личности». презрение к обществу и его нравственным законам приводит героя к убеждению о неизбежности сильной, властной личности, которой «все дозволено». герой решил пойти на сделку с собственной совестью. преступление должно доказать самому раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается». мне кажется, ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, а закон, право сильным мира сего творить зло, считает извечным. вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им. раскольникову кажется, что он отвечает за свои поступки лишь перед собой, и суд других ему безразличен. вначале родиона нисколько не трогает совершенное им преступление. он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности. что тут такого, если он убил? он убил только одну «вошь, из всех вшей самую наибесполезнейшую». когда родион слышит слово «преступление», он кричит в ответ: «преступление! какое то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить — сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? не думаю я о нем, и смывать его не думаю! » постепенно раскольников начинает анализировать причины и давать различные объяснения своему поступку: «хотел наполеоном сделаться», жаждал матери, был безумен и озлоблен, бунтовал против всех и вся, стремился утвердить свою личность. героя начинает мучить совесть. по-моему, это естественно. раскольников нарушил нравственный закон, который существует в душе человека с момента его рождения. этот закон непреложен. нарушившего его ждут сильнейшие нравственные муки, разрушение духовное и . на мой взгляд, в теории раскольникова есть мысли, которые могут возникнуть только у ненормального человека. возможно, если бы теория героя осталась на бумаге, она показалась бы только плодом фантазии больного человека. но раскольников начал осуществлять ее практически! он решил, что старуха-процентщица — «гнойник, который необходимо удалить», ведь она не приносит никому пользы. поэтому алена ивановна должна умереть, она — та самая «тварь дрожащая». но почему, в таком случае, гибнет невинная лизавета? так теория раскольникова начинает постепенно рушиться. нельзя делить людей только на «плохих» и «хороших», да и не дело человека — судить других. кто прав, а кто виноват, может решать только господь бог. нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей. жизнь — это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти. кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления — сцена признания раскольникова соне. все доводы рассудка, казавшиеся ему столь верными, один за другим. таким образом, роман «преступление и наказание» мне понять: нельзя прийти к благу через убийство, даже если добро во много раз превышает зло. и никогда ни за что не убежишь от своей совести. это самый страшный и самый справедливый судья на свете. на мой взгляд, антигуманные мысли и дела не могут служить на благо человечества, никакое зло нельзя оправдать счастьем миллионов других. счастье нельзя построить на крови, жестокости и насилии. раскольников в романе приходит к переосмыслению нравственных ценностей: «разве я старушонку убил? я себя убил». да, действительно, герой убил себя, потому что попытался пойти против своей совести. примечательно и то, что именно через страшные муки совести раскольников все-таки приходит к духовному возрождению.