Проанализируйте эпизод из II главы (от Германн был сын обрусевшего немца, оставившего ему маленький капитал до Эта минута решила его участь) и ответьте на во Каковы жизненные устремления Германна?
• Как анекдот о трех картах подействовал на воображение Германна?
• О каких трёх верных картах говорится в эпизоде?
• Какие изменения происходят в его натуре?
• Как вы относитесь к герою? Кто он, по-вашему: злодей или жертва? Заполните дискуссионную карту.
Германн - злодей или жертва?
ЗЛОДЕЙ ЖЕРТВА
1.
2.
3.
Вывод: конфликт внутри самого Германна. В лице главного действующего лица повести с его «профилем Наполеона, а душой Мефистофеля» Пушкин создал тип нового «героя» - хищника – стяжателя, который начал возникать в это время в русской действительности. Для Германна главная цель его жизни – личное благополучие, деньги. Проблема, поднимаемая Пушкиным образом Германна - взаимоотношения человека и окружающей среды, растлевающее влияние богатства, денег.
Проанализируйте эпизод из главы VI (от Странное дело! В самый тот вечер, на бале, Томский, дуясь на молодую княжну Полину до Портрет, набросанный Томским, сходствовал с изображением, составленным ею самою, и, благодаря новейшим романам, это уже пошлое лицо пугало и пленяло ее воображение)
• Что из себя представляет Томский?
• В предложенном эпизоде Томский кратко дает портрет Германну. Каким вы его увидели?
• Что означает слова Томского: «Этот Германн лицо истинно романическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести, по крайней мере, три злодейства».
• Можно ли считать, что Германн и Томский противопоставлены друг другу. Почему? Если да, то по какому принципу?
Вывод: конфликт между Германном и Томским.
Томский — подчеркнуто пустой, светский, безличный человек; он ни добр, ни зол, ни умен, ни глуп. Но смысловая нагрузка, ложащаяся на этот образ в общем замысле повести, необычайно велика. Прежде всего Т. — воплощение того случайно выпадающего счастья, незаслуженного, таинственного, законом которого пытается овладеть бедный инженер Германн. И потому «счастливец» Т., занимая одно из самых скромных мест в сюжетной иерархии, в иерархии смысловой поднимается до уровня героя-антагониста Германна.