Проанализировать стихотворение И. Бродского «Зимним вечером на сеновале».
Это новое литературоведческое понятие, запишите.
АЛЛЮЗИЯ (от лат . allusio - шутка, намек), стилистическая фигура, намек посредством сходнозвучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения.
Чтобы понять это явление, давайте проанализируем стихотворение Иосифа Александровича «Зимним вечером на сеновале». Но сначала нам необходимо вспомнить 2 ранее изученных произведения других авторов, ведь аллюзия – это соотнесенность, намек на другие стихи в данном случае.
А.С. Пушкин
ЗИМНИЙ ВЕЧЕР.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя:
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет.
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Что мы видим в этом стихотворении?
Образ ветхой лачужки и снежную бурю вокруг. Внутри лирический герой и его печальная подружка юности – няня. Это его родной, близкий человек, они – вдвоем, а с бушующем миром их связывает окно…
А. Фет
На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.
Земля, как смутный сон немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.
Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.
И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем
Все невозвратнее тону.
Что вы видите в этом стихотворении?
Лирический герой один на один с полуночной бездной, в глубине которой он тонет, он повис над нею, как будто
в «длани мощной».
Длань – ладонь.
3. ПОПРОБУЙТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО найти ПУШКИНСКИЕ АЛЛЮЗИИ в стихотворении И. Бродского «Я вас любил».
Я вас любил. Любовь еще (возможно,
что боль) сверлит мои мозги.
Все разлетелось к черту на куски.
Я застрелиться пробовал, но сложно
с оружием. И далее: виски:
в который вдарить? Портила не дрожь, но
задумчивость. Черт! Все не по-людски!
Я вас любил так сильно, безнадежно,
как дай вам Бог другими — но не даст!
Он, будучи на многое горазд,
не сотворит — по Пармениду — дважды
сей жар в крови, ширококостный хруст,
чтоб пломбы в пасти плавились от жажды
коснуться — «бюст» зачеркиваю — уст!
1974
4. Владимир Высоцкий – феномен семидесятых годов, его творчество самобытно и многогранно. Все настоящие артисты и все поэты обязаны своим становлением и признанием самим себе. Феномен В. Высоцкого в том, что он сделал себя, создал, сотворил совершенно самостоятельно. Вопреки всем принятым вкусам и сложившимся в театральном, кинематографическом и литературном мире традициям, он сам, без разрешения и с поставил режиссеров, поэтов и критиков перед фактом своего существования в искусстве.
Изучить биографию В. Высоцкого по ссылке аудиозапись, прикрепленную к данной записи.
Любовь окрыляет Высоцкого, и он посвящает Марине все новые и новые стихи.
Мне каждый вечер зажигает свечи
И образ твой окуривает дым…
Но не хочу я знать, что время лечит,
Что все проходит вместе с ним.
1 декабря 1969 года они поженились. Но это был трудный союз. У Высоцкого остались дети от первого брака и у Марины тоже. Положение осложнялось еще и тем, что Влади жила и работала в Париже. Их соединял только телефон. Он звонил в Париж в любое время дня и ночи, пел в телефонную трубку только что написанные песни, признавался в любви.
Люблю тебя сейчас
Не тайно – напоказ.
Не “после” и не “до” в лучах твоих сгораю;
Навзрыд или смеясь,
Но я люблю сейчас,
А в не хочу, а в будущем – не знаю.
6. Выберете самую интересную на ваш взгляд песню Высоцкого. Объясните письменно, почему вас заинтересовала данная песня к следующему занятию надо