тема поэта и поэзии была ведущей в творчестве а.с.пушкина на протяжении всей его жизни. в то время, как менялись идеалы свободы, творчества, вдохновения и счастья поэта, тема поэтического назначения поэта и поэзии в общественной жизни оставалась постоянной.
уже в период раннего творчества пушкин с немалой долей иронии выражает свое мнение о поэтах-современниках. показательно стихотворение «лицинию», которое отражает отношение поэта к российской действительности, предвосхищает политческий цикл петербургского периода. здесь возникает образ поэта, стоящего выше греховной земной власти, послушного лишь правде:
в сатире праведной порок изображу
и нравы их веков потомству обнажу.
так, в момент наивысшего раздражения несправедливостью, мелочностью взглядов и придирчивостью большинства своих критиков, не понимавших истинных , пушкин со всей ясностью поэтической мысли оттачивает в своем творчестве тему предназначения поэта и поэзии. поэт, не в силах следовать отсталым эстетическим воззрениям своего времени, не пожелал также идти навстречу требованиям света, видевшего в средство для нравоучений в духе верноподданнической морали.
в стихотворениях «поэт», «поэт и толпа», «поэту» пушкин провозглашает идею свободы и независимости поэта от толпы, черни, понимая под этими словами светскую чернь, людей, глубоко равнодушных к истинной поэзии. призыв к поэту «идти дорогою свободной» вовсе не означал, что пушкин выступал проповедником «искусства для искусства». дело было в другом: поэт презирал авторов, пишущих бесцельно. провозглашение а.с.пушкиным идеи свободы поэта и его искусства было вызвано не тем, что поэт действительно лишал поэзию общественной роли, отрывал искусство от общественной жизни, а тем, что он хотел сохранить независимость своего таланта от посягательств со стороны правящих кругов и общественного мнения. вся деятельность великого поэта, его взгляды на поэзии говорят о защите пушкиным идеи служения искусству, поэзии, жизни, обществу. поэт призван, подобно пророку, «глаголом жечь сердца людей». еще в оде «вольность» пушкин сформулировал одну из основных поэта:
хочу воспеть свободу миру,
… на тронах поразить порок.
реалистическая нота звучит впоследствии в стихотворении «эхо». в нем поэт развивает мысль о том, что подобно эху, поэт в своем творчестве должен отражать все происходящее в реальности, особенно на родине.
безусловно, наиболее ярким лирическим произведением, отражающем тему предназначения поэзии, является стихотворение «пророк». перед нами поэт, томимый жаждой, который неожиданно превращается в пророка. волшебные метаморфозы, происходящие с поэтом, превращают его в носителя великой поэтической идеи. приобретенный вновь жар сердца заставляет его проповедовать истины, известные только ему. оживляя героя, бог дает ему указание:
и, обходя моря и земли,
… глаголом жги сердца людей.
таким образом, пушкин говорит читателю о богоизбранности поэта, его особом даре видеть и замечать явления жизни намного более чутко, чем окружающие, осмысляя происходящее вокруг глубже и мудрее. при этом перед пророком стоит – нести правду в народ, воплотив ее в поэзию.
ответ:
объяснение:
тема поэта и поэзии была ведущей в творчестве а.с.пушкина на протяжении всей его жизни. в то время, как менялись идеалы свободы, творчества, вдохновения и счастья поэта, тема поэтического назначения поэта и поэзии в общественной жизни оставалась постоянной.
уже в период раннего творчества пушкин с немалой долей иронии выражает свое мнение о поэтах-современниках. показательно стихотворение «лицинию», которое отражает отношение поэта к российской действительности, предвосхищает политческий цикл петербургского периода. здесь возникает образ поэта, стоящего выше греховной земной власти, послушного лишь правде:
в сатире праведной порок изображу
и нравы их веков потомству обнажу.
так, в момент наивысшего раздражения несправедливостью, мелочностью взглядов и придирчивостью большинства своих критиков, не понимавших истинных , пушкин со всей ясностью поэтической мысли оттачивает в своем творчестве тему предназначения поэта и поэзии. поэт, не в силах следовать отсталым эстетическим воззрениям своего времени, не пожелал также идти навстречу требованиям света, видевшего в средство для нравоучений в духе верноподданнической морали.
в стихотворениях «поэт», «поэт и толпа», «поэту» пушкин провозглашает идею свободы и независимости поэта от толпы, черни, понимая под этими словами светскую чернь, людей, глубоко равнодушных к истинной поэзии. призыв к поэту «идти дорогою свободной» вовсе не означал, что пушкин выступал проповедником «искусства для искусства». дело было в другом: поэт презирал авторов, пишущих бесцельно. провозглашение а.с.пушкиным идеи свободы поэта и его искусства было вызвано не тем, что поэт действительно лишал поэзию общественной роли, отрывал искусство от общественной жизни, а тем, что он хотел сохранить независимость своего таланта от посягательств со стороны правящих кругов и общественного мнения. вся деятельность великого поэта, его взгляды на поэзии говорят о защите пушкиным идеи служения искусству, поэзии, жизни, обществу. поэт призван, подобно пророку, «глаголом жечь сердца людей». еще в оде «вольность» пушкин сформулировал одну из основных поэта:
хочу воспеть свободу миру,
… на тронах поразить порок.
реалистическая нота звучит впоследствии в стихотворении «эхо». в нем поэт развивает мысль о том, что подобно эху, поэт в своем творчестве должен отражать все происходящее в реальности, особенно на родине.
безусловно, наиболее ярким лирическим произведением, отражающем тему предназначения поэзии, является стихотворение «пророк». перед нами поэт, томимый жаждой, который неожиданно превращается в пророка. волшебные метаморфозы, происходящие с поэтом, превращают его в носителя великой поэтической идеи. приобретенный вновь жар сердца заставляет его проповедовать истины, известные только ему. оживляя героя, бог дает ему указание:
и, обходя моря и земли,
… глаголом жги сердца людей.
таким образом, пушкин говорит читателю о богоизбранности поэта, его особом даре видеть и замечать явления жизни намного более чутко, чем окружающие, осмысляя происходящее вокруг глубже и мудрее. при этом перед пророком стоит – нести правду в народ, воплотив ее в поэзию.