Практикум по раннему творчеству В. В. Маяковского
1. «Подобно тому как в живописи кубистов мир предметных явлений
распадается на плоскости и объемы, Маяковский рассекал порою
отдельные слова и создавал своеобразную игру рассеченных частей»
У-
лица:
Лица / у
догов
годов резче.
Через
железных коней
с окон бегущих домов прыгнули первые кубы.
— На какие плоскости и объемы распадается «мир предметных явлений» в
процитированном литературоведом стихотворении?
— Что, по вашему мнению, дает такая «своеобразная игра рассеченных
частей» стихотворению Маяковского? Какой характер таким образом
сообщается изображаемому «миру предметных явлений»?
— В каких еще стихах раннего Маяковского есть подобная игра словами и их
частями? Какую роль в образной структуре стиха эта игра выполняет?
2.«Раннему творчеству Маяковского присуще подчеркивание
одинокости лирического героя, сетование на бездушие окружающего
мира.
Я одинок, как последний глаз
у идущего к слепым человека!»
— Как в процитированном исследовательницей стихотворении раскрывается
мысль об «одинокости лирического героя»? Согласны ли вы с тем, что эта
черта характерна вообще для раннего творчества Маяковского?
Аргументируйте свой ответ. Приведите примеры.
— Как Маяковский показывает «бездушие окружающего мира»? Какие
образные средства и насколько убедительно он при этом использует?
— Есть ли в окружающем поэта мире то, что вызывает его симпатии, то, что
не относится к нему бездушно если судить по ранней лирике Маяковского?
3. Стихотворение «Послушайте!» — это «прямое обращение к
слушателю»: «Поэт еще плохо представляет себе своих союзников, не
различает лица заинтересованных слушателей, но он страстно хочет,
чтобы они скорее появились, разделили с ним радость и любовь,
отчаяние и надежду. В мольбах и уверениях «тревожного, но спокойного
наружно» персонажа стихотворения, не выносящего «беззвездную муку»,
много затаенных надежд и желаний автора».
— Согласны ли вы с тем, что стихотворение «Послушайте!» свидетельствует
о надежде на скорое появление «союзников» поэта, которые бы «разделили с
ним радость и любовь, отчаяние и надежду»?
— Прав ли, по вашему мнению, исследователь, находя «персонажа
стихотворения», а не его лирического героя? Возможно, что данный во не представляется вам принципиальным? Почему?
4. «Мир не раскрывает свои тайны перед поэтом, и он недоуменно
во Послушайте!..». Несовершенство жизнеустройства, резкое
несоответствие мечты и действительности порождало эти недоуменные
во Согласны ли вы с тем, что во поэта в стихотворении «Послушайте!»
«недоуменный»? Почему?
— Свидетельствует ли это стихотворение о том, что является предметом
мечтаний лирического героя? Можете ли вы согласиться с тем, что
стихотворение «Послушайте!» вызвано к жизни «несовершенством
жизнеустройства» и «резким несоответствием мечты и действительности»?
5. «В полном разладе с этим миром появилось стихотворение «Нате!»...
Стихотворение с вызывающим названием «Нате!» нашло своего
адресата и произвело именно то действие, на которое автор мог
рассчитывать».
— Согласны ли вы с тем, что стихотворение «Нате!» свидетельствует о
полном разладе поэта с миром, в котором он живет? Почему?
— Кто, по вашему мнению, является адресатом этого стихотворения?
Почему ученый даже само название стихотворения «Нате!» называет
«вызывающим»?
6. «Стихотворения «Нате!» и «Послушайте!» обозначили
эмоциональный диапазон ранней поэзии Маяковского — от страстного
накала до застенчивой робости, от доверительного признания до гневной
обличительной речи».— Прокомментируйте мысль ученого. Согласны
ли вы с ней? Почему?
— В чем, на ваш взгляд, проявляется «страстный накал» и «застенчивая
робость», «доверительное признание» и «гневная обличительная речь»
названных исследователем стихотворений?
Есть ли в стихах «Нате!» и «Послушайте!» то, что, по вашему мнению, их
сближает, что не позволяет говорить о них только как о крайностях
«эмоционального диапазона» поэзии раннего Маяковского?