ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3 ТЕМА: «ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ Ф.И. ТЮТЧЕВА И А.А. ФЕТА. АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ»
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 2 часа
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
1. Развивать умение работать с лирическими произведениями.
2. Научиться делать литературоведческий анализ поэтических текстов.
ОБОРУДОВАНИЕ: Раздаточный материал. Сборники стихотворений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:
1. К какому литературному направлению принадлежали поэты?
2. В чём особенность этого литературного направления?
3. В чём принципиальное отличие творчества Тютчева от творчества Фета?
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Задание 1:
Выписать (можно распечатать и вклеить) из сборника поэзии текст любого стихотворения Ф. И. Тютчева и выполнить его литературоведческий анализ по плану (смотрите ниже - выделен жёлтым цветом). Анализ писать только от руки.
Задание 2:
Выписать из сборника поэзии текст любого стихотворения А. А. Фета и выполнить его литературоведческий анализ по плану (также как в задании №1).
Задание 3:
Сравнить творчество Ф.И. Тютчева и А.А. Фета (выполнить задание в виде таблицы из двух столбцов):
Тютчев Ф. И. Фет А. А.
ПЛАН АНАЛИЗА
ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1. КЕМ и КОГДА написано стихотворение (ФИО автора полностью, конкретный год или период жизни поэта)?
2. Какие ЖИЗНЕННЫЕ СОБЫТИЯ легли в его основу, кому оно посвящено (если таких сведений нет, то необходимо сформулировать ЦЕНТРАЛЬНУЮ ТЕМУ стихотворения (чтобы сформулировать тему, нужно ответить на вопрос: о чём это стихотворение?).
3. ЖАНР стихотворения (элегия, , исповедь, сонет, послание, размышление и т. д., если определить сложно, то по второй классификации – любовная лирика, философская лирика, гражданская лирика и т.д.).
4. Главные ОБРАЗЫ или картины, созданные в стихотворении.
5. ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ (лирический герой = поэту или нет).
6. Стихотворный РАЗМЕР.
7. Особенности ПОСТРОЕНИЯ стихотворения ( единое целое или есть деление на части; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя и пр.)
8. СРЕДСТВА ПОЭТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА:
а. Звуковая организация лирического текста (ассонанс, аллитерация, звукопись).
б. Художественные средства (аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь и прочее).
в. Особенности лексики (бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.).
г. Композиционные приемы (пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность и т. д.)
д. Поэтический синтаксис (многоточие, восклицания, риторические вопросы стихосложения).
9. ЗНАЧЕНИЕ стихотворения или для его современников, или для сегодняшнего читателя, или общечеловеческая значимость. Ваше личное мнение.