поэма «двенадцать» является одним из прекрасных художественных претворений революционной действительности. не изменяя ни самому себе, ни своим приёмам, блок написал глубоко реальную и в то же время лирическую вещь. этот поэт, словно уступивший свой голос большевикам, остаётся автором «стихов о прекрасной ».
фабула поэмы проста, хотя очертания её слегка расплывчаты, как всегда у блока. сущность произведения заключается в волнах тех лирических настроений, которые проходят через души героев — двенадцати красногвардейцев. и выявляется, наконец, тот незримый враг, на которого направлены винтовочки стальные. голодный пёс — это иронический символ, означающий старый мир. но оружие обращено и на кого-то другого, который всё мелькает впереди, прячется в сугробах, машет красным флагом, прячется за дома. ему грозят, в него в появлении христа в конце петербургской поэмы нет ничего неожиданного. как всегда у блока: он невидимо присутствует и сквозит в наваждениях мира, как прекрасная сквозит в очертаниях незнакомок.
удивительно то, что решительно все знакомые, передававшие мне содержание поэмы блока прежде, чем её текст попал мне в руки, говорили, что в ней изображены двенадцать красногвардейцев в виде апостолов и во главе их идёт иисус христос. когда мне пришлось однажды в обществе петербуржцев, слышавших поэму в чтении, утверждать, что христос вовсе не идёт во главе двенадцати, а, напротив, преследуется ими, то против меня подняли вопль: “это все ваши обычные парадоксы. может, вы будете утверждать, что и двенадцать вовсе не апостолы? ” но неужели никто из слышавших поэму не дал себе труда вчитаться в её
что же это за апостолы, которые идут охотиться на христа? красный флаг в руках христа? кровавый флаг — это новый крест христа, символ его теперешних распятий. получается, что в поэме нет ни панегирика, ни прославления большевизма. сейчас её используют как произведение большевистское, с таким же успехом её можно использовать как памфлет против большевизма. но её художественная ценность, к счастью, стоит по ту сторону этих временных колебаний политической биржи.
по м.волошину («поэт и революция. александр блок и илья эренбург»)
панегирик — произведение, содержащее прославление какого-либо лица или события.
памфлет — произведение, содержащее едкую сатиру на какоелибо явление.
. ответьте на вопрос: согласны ли вы с той трактовкой идейного смысла поэмы в целом и её финала в частности, которую мы находим в статье критика, поэта и художника м.волошина? ответ аргументируйте.