В рассказе Н.С. Лескова "Старый гений" можно выделить несколько эпитетов, сравнений и метафор, которые помогают создать богатую и выразительную образность текста и передать глубину и смысл произведения.
1. Эпитеты:
- "заседенная, с румяными мосянами" (о лысой голове Перепечкина). Этим эпитетом автор описывает Перепечкина, создавая образ старого и мудрого человека, который много перенес в своей жизни;
- "старик был уважаем и спрашиваем даже солянками и маринованными грибами" (о Перепечкине). Этот эпитет показывает, что Перепечкин является авторитетным и уважаемым человеком в своей среде.
2. Сравнения:
- "как колос в пшенице" (о Перепечкине). Это сравнение подчеркивает значимость и влиятельность Перепечкина в коллективе, он выделяется на фоне остальных;
- "как удар молота по стали" (о его рвении и трудолюбии). Это сравнение показывает, с какой энергией и настойчивостью Перепечкин относится к своей работе.
3. Метафоры:
- "он был знаменит в этой нежной нашей школе, которая раскрыла много роскошных дарований и покинула их, кончив уже учебу" (о талантливых учениках). Эта метафора описывает школу как нежную, заботливую и в то же время временную среду, которая рождает и формирует таланты, а затем пускает их в самостоятельное плавание.
Таким образом, эпитеты, сравнения и метафоры, использованные в рассказе "Старый гений", помогают подчеркнуть важные характеристики и особенности главного героя, а также создают яркую и запоминающуюся образность текста. Они передают глубину и смысл произведения, отражая эмоциональную и психологическую составляющую персонажей и событий.
Красный диск (метафора)
Вечерней тишины (эпитет)
1. Эпитеты:
- "заседенная, с румяными мосянами" (о лысой голове Перепечкина). Этим эпитетом автор описывает Перепечкина, создавая образ старого и мудрого человека, который много перенес в своей жизни;
- "старик был уважаем и спрашиваем даже солянками и маринованными грибами" (о Перепечкине). Этот эпитет показывает, что Перепечкин является авторитетным и уважаемым человеком в своей среде.
2. Сравнения:
- "как колос в пшенице" (о Перепечкине). Это сравнение подчеркивает значимость и влиятельность Перепечкина в коллективе, он выделяется на фоне остальных;
- "как удар молота по стали" (о его рвении и трудолюбии). Это сравнение показывает, с какой энергией и настойчивостью Перепечкин относится к своей работе.
3. Метафоры:
- "он был знаменит в этой нежной нашей школе, которая раскрыла много роскошных дарований и покинула их, кончив уже учебу" (о талантливых учениках). Эта метафора описывает школу как нежную, заботливую и в то же время временную среду, которая рождает и формирует таланты, а затем пускает их в самостоятельное плавание.
Таким образом, эпитеты, сравнения и метафоры, использованные в рассказе "Старый гений", помогают подчеркнуть важные характеристики и особенности главного героя, а также создают яркую и запоминающуюся образность текста. Они передают глубину и смысл произведения, отражая эмоциональную и психологическую составляющую персонажей и событий.