Подробный план анализа эпизода( Е. Онегин. Разговор няни и Татьяны) 1. Определить границы эпизода, дать ему название.
2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:
o кто они?
o каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
4. Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).
5. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
o автора;
o персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
6. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
7. Охарактеризовать героев - участников эпизода:
o их отношение к событию;
o к вопросу (проблеме);
o друг к другу;
o кратко проанализировать речь участников диалога;
o сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
o выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
o определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
8. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
9. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
10. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
11. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
12. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
13. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).
2. Событие, лежащее в основе эпизода: разговор няни и Татьяны о мужчинах и замужестве.
3. Участники эпизода:
- Няня: служанка в доме Татьяны, бывшая ухажерка Ленского.
- Татьяна: главная героиня романа "Евгений Онегин", юная и мечтательная девушка.
Участники являются второстепенными персонажами в системе персонажей произведения.
4. Особенности начала эпизода: эпизод начинается с разговора между няней и Татьяной о мужчинах и замужестве. Финал эпизода - расставание Татьяны и няни.
5. Вопрос, находящийся в центре внимания автора и персонажей: каково правильное отношение к мужчинам и замужеству.
6. Противоречие в эпизоде: между мечтательностью Татьяны и скептицизмом няни относительно мужчин и замужества.
7. Характеристика героев эпизода:
- Няня: скептическое отношение к мужчинам, советует Татьяне быть осторожной и не верить в романтику. Речь няни отличается практичностью и опытом жизни.
- Татьяна: мечтательная, романтически настроенная девушка. Очень восприимчива к романтике и идеализирует мужчин. Речь Татьяны отличается нежностью и эмоциональностью.
Разбор авторских пояснений к речи героев помогает читателю понять их эмоциональное состояние и мотивы их поступков.
В начале эпизода герои относятся друг к другу приветливо и уважительно, но по мере разговора начинают расставаться взгляды и возникает легкое напряжение.
В этом эпизоде нет конфликта между героями.
8. Структура эпизода: его можно разбить на два микроэпизода - начало разговора и его завершение. Вступление, развитие, кульминация и развязка не прослеживаются в данном эпизоде.
9. Художественные детали в эпизоде: живописное описание дома, в котором происходит разговор, а также мимика и жесты героев, которые выражают их мысли и настроение.
10. Наличие художественных описаний: в эпизоде есть описание интерьера дома, которое помогает создать атмосферу и передать настроение героев.
11. Авторское отношение к событию: автор представляет две разные точки зрения на мужчин и замужество, которые отражаются в речи героев. Это помогает читателю самостоятельно сформировать свое мнение и понять различия в мировоззрении персонажей.
Отношение автора к проблеме неоднозначно, так как он представляет и привлекательность романтики, и опасность нереалистических ожиданий.
12. Основная мысль эпизода: каждый человек имеет свое отношение к мужчинам и замужеству, и никто не может советовать другому, как поступать.
13. Связь эпизода с другими элементами произведения: данный эпизод является частью романа "Евгений Онегин" и не имеет явных связей с другими эпизодами или элементами структуры произведения.