XIX век - эпоха укрепления русской государственности и культуры. К этому периоду относится творчество многих поэтов, которых мы называем классиками русской литературы. Стихотворения Якова Петровича Полонского посвящены душевной жизни бедного человека, его воспоминаниям и мечтаниям о любви и лучшей жизни. Мне известны такие его стихотворения, ставшие песнями, как «Песня цыганки» («Мой костёр в тумане светит…»), «Затворница» («В одной знакомой улице…»). В 6-м классе мы читали его стихотворение «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла…». Творчество Аполлона Николаевича Майкова проникнуто идиллической красотой природы. Его язык пластичен и насыщен цветовыми образами. В 5-м классе мы читали его стихотворение «Ласточки» («Мой сад с каждым днём увядает…»), в 6-м классе — «Рассвет» («Вот — полосой зеленоватой…»), «Осень» («Кроет уж лист золотой…») и «Пейзаж» («Люблю дорожкою лесною…»). В произведениях Алексея Николаевича Плещеева нашло своё выражение стремление передовых дворян и разночинцев участвовать в жизни простого народа, защитить его от жестокого угнетения со стороны власть имущих. В 5-м классе мы читали его стихотворение «Весна» («Уж тает снег, бегут ручьи…»). Н. А. Некрасов — безусловно ярчайший представитель гражданской поэзии. Он пишет о крестьянах, об их тяжёлой беспросветной жизни, часто изнутри самой этой жизни и её же языком. Его простые лаконичные стихи и поэмы пользовались большой популярностью в народной среде. В предыдущих классах изучались отрывки из поэмы «Мороз — Красный нос», «Крестьянские дети», будет изучаться поэма «Кому на Руси жить хорошо».