Очитание Сергия Радонежского возникло раньше, чем появились формальные правила канонизации святых (до Макарьевских соборов русская церковь не знала обязательной соборной канонизации). Поэтому нет документальных известий о том, когда и как началось его почитание как православного святого и кем оно было установлено. Возможно, что Сергий «сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы» Уже в 1427 году, спустя пять лет после обретения мощей Сергия, на его родине в Варницах был основан Троице-Сергиев Варницкий монастырь (ныне подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Церковный историк Е. Е. Голубинский не даёт однозначных сообщений о начале его почитания. Он упоминает две княжеские грамоты, написанные до 1448 года, в которых Сергий называется преподобным старцем, но считает, что в них он указан пока как местночтимый святой. По его мнению, фактом причисления Сергия к лику святых для общецерковного почитания служит грамота митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке, датируемая 1449 или 1450 годом (неопределённость года вызвана тем, что неизвестно, когда именно старое мартовское летоисчисление было заменено сентябрьским. В ней предстоятель Русской церкви называет Сергия преподобным и ставит его рядом с другими чудотворцами и святителями, угрожая лишить Шемяку «милости» московских святых Голубинский считает, что общецерковное прославление Сергия Радонежского вместе с преподобным Кириллом Белозерским и святителем Алексием было одним из первых деяний митрополита Ионы после возведения его на кафедру. Светские историки отмечают, что Сергий причислен к святым по политическим мотивам волей великого князя Василия Тёмного. Великий князь включил Сергия в число московских святых не специальным актом, а по частному случаю, в договорной грамоте 1448 года с князем Иваном Можайским.
Он родился 3 мая, был назван Варфоломеем. В семь лет его отдали в школу,но талантов к учебе у него не обнаружилось. Его били за то что он не успевал в учебе ,в отличии от брата, но Варфоломей все равно добросовестно выполнял всякое дело и поручение , и этой чертой отмечена вся его жизнь. Как то раз его отправили искать разбежавшихся жеребят и в поле он встретил священника, который сразу понял, почему Варфоломей грустен. "Это дается тебе в знак благодати и для разумения Священного писания",-сказал мальчику священник, протягивая ему просфору. Мальчик в знак благодарности пригласил его домой. а дома священник приказал Варфоломею читать молитвослов, неожиданно он зачитал так, как будто, это дано ему с рождения. Все родственники были сильно удивлены. И уже к порогу юности он был отшельник, инок , постник.
Как то раз его отправили искать разбежавшихся жеребят и в поле он встретил священника, который сразу понял, почему Варфоломей грустен.
"Это дается тебе в знак благодати и для разумения Священного писания",-сказал мальчику священник, протягивая ему просфору.
Мальчик в знак благодарности пригласил его домой. а дома священник приказал Варфоломею читать молитвослов, неожиданно он зачитал так, как будто, это дано ему с рождения. Все родственники были сильно удивлены.
И уже к порогу юности он был отшельник, инок , постник.
(Варфоломей-Сергий)