10 декабря (28 ноября по ст.ст.) 1821 года родился Николай Алексеевич Некрасов – блестящий издатель, писатель-публицист, близкий революционно-демократическим кругам, бессменный редактор и издатель журнала «Современник» (1847-1866). До Некрасова в русской литературной традиции существовал взгляд на поэзию, как выражения чувств, а прозу – как выражения мыслей. 1850-60-е годы - время очередного «великого перелома» в истории России. Общество не просто требовало перемен экономических, социальных и политических. Назревал великий эмоциональный взрыв, эпоха переоценки ценностей, вылившаяся в конечном итоге в бесплодные заигрывания интеллигенции с народной стихией, раздувание революционного пожара и полный отход от традиций романтизма в русской литературе. Отвечая требованиям своего непростого времени, Некрасов решил приготовить некий «салат» из народной поэзии и обличительно-публицистической прозы, который пришёлся весьма по вкусу его современникам. Главной темой такой «адаптированной» поэзии является человек как продукт определённой социальной среды, а печаль об этом человеке (по Некрасову) – есть основная задача лучших граждан современного ему российского общества. Публицистические очерки «печальника» Некрасова, облачённые им в эмоционально-лирическую упаковку, долгое время являлись образцом гражданской лирики для писателей - демократов второй половины XIX- начала XX веков. И хотя здравомыслящее меньшинство российского общества вовсе не считало рифмованные фельетоны и прокламации господина Некрасова высокой поэзией, уже при жизни автора некоторые из них были включены в школьные программы, а сам Некрасов обрёл статус «истинно народного поэта». Правда, только в среде «кающейся» на все лады дворянско-разночинской интеллигенции. Сам народ о существовании поэта Некрасова (равно как Пушкина и Лермонтова) даже не подозревал. Издатель одного из самых читаемых журналов, удачливый бизнесмен от литературы, Н.А. Некрасов великолепно вписался в свою непростую эпоху. Долгие годы ему удавалось манипулировать литературными вкусами своих современников, чутко отзываясь на все требования политического, экономического, литературного рынка второй половины XIX века. «Современник» Некрасова стал средоточием и центром притяжения самых различных литературных и политических течений: от весьма умеренного либерализма Тургенева и Толстого до демократов-революционеров (Добролюбова и Чернышевского). В своих поэтических стилизациях Некрасов поднимал самые наболевшие, самые актуальные проблемы предреформенной и пореформенной России XIX века. Многие его сюжетные зарисовки впоследствии нашли своё отражение в трудах признанных классиков русской литературы. Так, вся философия и даже «поэтика» страдания у Ф.М. Достоевского во многом сложились под прямым и сильнейшим влиянием Некрасова. Именно Некрасову мы обязаны многими «крылатыми» фразами и афоризмами, навсегда вошедшими в нашу повседневную речь. («Сейте разумное, доброе, вечное», «Счастливые глухи к добру», «Бывали хуже времена, но не было подлей» и т.д.)
До Некрасова в русской литературной традиции существовал взгляд на поэзию, как выражения чувств, а прозу – как выражения мыслей. 1850-60-е годы - время очередного «великого перелома» в истории России. Общество не просто требовало перемен экономических, социальных и политических. Назревал великий эмоциональный взрыв, эпоха переоценки ценностей, вылившаяся в конечном итоге в бесплодные заигрывания интеллигенции с народной стихией, раздувание революционного пожара и полный отход от традиций романтизма в русской литературе. Отвечая требованиям своего непростого времени, Некрасов решил приготовить некий «салат» из народной поэзии и обличительно-публицистической прозы, который пришёлся весьма по вкусу его современникам. Главной темой такой «адаптированной» поэзии является человек как продукт определённой социальной среды, а печаль об этом человеке (по Некрасову) – есть основная задача лучших граждан современного ему российского общества.
Публицистические очерки «печальника» Некрасова, облачённые им в эмоционально-лирическую упаковку, долгое время являлись образцом гражданской лирики для писателей - демократов второй половины XIX- начала XX веков. И хотя здравомыслящее меньшинство российского общества вовсе не считало рифмованные фельетоны и прокламации господина Некрасова высокой поэзией, уже при жизни автора некоторые из них были включены в школьные программы, а сам Некрасов обрёл статус «истинно народного поэта». Правда, только в среде «кающейся» на все лады дворянско-разночинской интеллигенции. Сам народ о существовании поэта Некрасова (равно как Пушкина и Лермонтова) даже не подозревал.
Издатель одного из самых читаемых журналов, удачливый бизнесмен от литературы, Н.А. Некрасов великолепно вписался в свою непростую эпоху. Долгие годы ему удавалось манипулировать литературными вкусами своих современников, чутко отзываясь на все требования политического, экономического, литературного рынка второй половины XIX века. «Современник» Некрасова стал средоточием и центром притяжения самых различных литературных и политических течений: от весьма умеренного либерализма Тургенева и Толстого до демократов-революционеров (Добролюбова и Чернышевского).
В своих поэтических стилизациях Некрасов поднимал самые наболевшие, самые актуальные проблемы предреформенной и пореформенной России XIX века. Многие его сюжетные зарисовки впоследствии нашли своё отражение в трудах признанных классиков русской литературы. Так, вся философия и даже «поэтика» страдания у Ф.М. Достоевского во многом сложились под прямым и сильнейшим влиянием Некрасова.
Именно Некрасову мы обязаны многими «крылатыми» фразами и афоризмами, навсегда вошедшими в нашу повседневную речь. («Сейте разумное, доброе, вечное», «Счастливые глухи к добру», «Бывали хуже времена, но не было подлей» и т.д.)
НАШЛА ИЗ ИНТЕРНЕТА