Сюжет повести строится вокруг фантастического сюжета – профессор Преображенский сделал удивительную операцию: пересадил гипофиз человека собаке. В результате пес Шарик превратился в человека, Полиграфа Полиграфовича Шарикова. С такого фантастического хода Булгаков демонстрирует свой взгляд на ситуацию, сложившуюся в России 20-ых годов, на политику новой власти. Профессор Преображенский пытается преподать своему подопечному основы нравственности. Но все его усилия идут прахом, потому что природа Шарикова, его наследственность тяготеет к другому – насилию, хамству, бескультурью. На эту благодатную почву с легкостью ложатся «воспитательные лекции» Швондера. Он пытается сделать из Шарикова «сознательный пролетариат». И это красному комиссару с лихвой удается. Полиграф Полиграфович превращается в типичного представителя того времени – необразованного, наглого, дорвавшегося до власти и потому страшного вдвойне. Одним из первых слов, которые он отчетливо произнес, стало определение - «буржуи». В разговоре с профессором Шариков утверждает, что пролетариат гораздо лучше «буржуев», и требует соблюдения его прав, которые эти буржуи всячески попирают: «Мы в университетах не обучались, в квартирах из 15 комнат с ваннами не жили...» Больше того, Шариков, который в своей жизни не прочитал ни одной книги и имеет весьма смутное представление об окружающем мире, набирается наглости и начинает указывать, как нужно устроить общество - все «отнять и поделить». Профессор Преображенский, с высоты своего опыта и знаний, поражается такой наглости. Но Шарикову и его учителю Швондеру все нипочем! Постепенно Полиграф Полиграфович становится опасен не только для профессора, но и для окружающих его людей, с которыми этот «гегемон» не считается, а лишь использует в своих целях. Шариков терроризирует Зину и Дарью Петровну, жестоко использует машинистку Васнецову, ссылаясь на свое служебное положение. В общем, Шариков издевается над теми, кто слабее его, пресмыкаясь перед сильными. Когда это существо полностью выходит из-под контроля, Преображенский решается на повторную операцию – по превращению Шарикова в собаку. Как мы видим в финале, она проходит вполне успешно. Таким образом, с фантастического сюжета Булгаков показывает события в России 20-ых годов, рисует портрет правящего класса – пролетариата и дает свою оценку всему происходящему.
Профессор Преображенский пытается преподать своему подопечному основы нравственности. Но все его усилия идут прахом, потому что природа Шарикова, его наследственность тяготеет к другому – насилию, хамству, бескультурью. На эту благодатную почву с легкостью ложатся «воспитательные лекции» Швондера. Он пытается сделать из Шарикова «сознательный пролетариат». И это красному комиссару с лихвой удается. Полиграф Полиграфович превращается в типичного представителя того времени – необразованного, наглого, дорвавшегося до власти и потому страшного вдвойне. Одним из первых слов, которые он отчетливо произнес, стало определение - «буржуи». В разговоре с профессором Шариков утверждает, что пролетариат гораздо лучше «буржуев», и требует соблюдения его прав, которые эти буржуи всячески попирают: «Мы в университетах не обучались, в квартирах из 15 комнат с ваннами не жили...»
Больше того, Шариков, который в своей жизни не прочитал ни одной книги и имеет весьма смутное представление об окружающем мире, набирается наглости и начинает указывать, как нужно устроить общество - все «отнять и поделить».
Профессор Преображенский, с высоты своего опыта и знаний, поражается такой наглости. Но Шарикову и его учителю Швондеру все нипочем! Постепенно Полиграф Полиграфович становится опасен не только для профессора, но и для окружающих его людей, с которыми этот «гегемон» не считается, а лишь использует в своих целях. Шариков терроризирует Зину и Дарью Петровну, жестоко использует машинистку Васнецову, ссылаясь на свое служебное положение. В общем, Шариков издевается над теми, кто слабее его, пресмыкаясь перед сильными.
Когда это существо полностью выходит из-под контроля, Преображенский решается на повторную операцию – по превращению Шарикова в собаку. Как мы видим в финале, она проходит вполне успешно.
Таким образом, с фантастического сюжета Булгаков показывает события в России 20-ых годов, рисует портрет правящего класса – пролетариата и дает свою оценку всему происходящему.