Чехов не раз высмеивал подлое пресмыкательство перед высшими чинами. В рассказе «Хамелеон» (1884) выразителем этого общественного порока является блюститель порядка. Ситуация, в которой он оказался, анекдотична. В ходе «расследования» полицейский несколько раз меняет позицию правосудия. Причина такого непостоянства — страх прогневить большого человека.
Рассказ исполнен иронии, насыщен гротеском, образы выразительны.
Главные герои рассказа Чехова «Хамелеон»
Очумелов. Фамилия персонажа говорящая, и как нельзя лучше подходит к образу. Это служака в чине полицейского надзирателя. Его характерные черты — беспринципность, ограниченность и трусость. Служебное положение он использует в личных целях: не упустит случая конфисковать что-нибудь на базаре.
Герой чин ставит выше закона. Решения надзирателя относительно собаки, укусившей Хрюкина, меняются от страха провиниться перед генералом или его братом. В процессе выяснения, чья собака, его бросает то в жар, то холод.
Речь персонажа пересыпана вульгаризмами, просторечиями, канцелярскими штампами, порой бессвязна. Узнав, что борзой щенок принадлежит брату генерала, от приказной интонации в распоряжении «истребить» надзиратель переходит к умильному сюсюканью: «Ишь ты, господи… Соскучились по братце… Так это ихняя собачка? Очень рад…».
Елдырин. «Рыжий городовой» — так представлен он в начале рассказа. Он подчиняется полицейскому надзирателю. Ему приходится прислуживать: носить за Очумеловым конфискованный крыжовник, снимать и накидывать шинель по начальника.
Персонаж в рассказе немногословен. Он изредка вставляет замечания по делу. Это маленький человек, зависимый, исполнительный. Можно предположить, что в несении службы Елдырин невольно уподобляется полицейскому надзирателю.
Хрюкин. Скандалист, лгун, любитель выпить, поживиться за чужой счёт, хотя и мастер в ювелирном деле. К перечню недостатков можно добавить, что этот тип — пакостник, потому что исподтишка сунул бедному щенку в морду горящую цигарку. Ни в каком столетии хорошие люди так не делают. А потом выставил свой справедливо укушенный палец, требуя компенсации. Фамилия персонажа говорит о его нравственных принципах. Он и в толпе назван вздорным человеком. Люди не уважают Хрюкина.
Борзой щенок — бессловесный «виновник скандала». Он сидел перепуганный, дрожа всем телом, с выражением тоски и ужаса в глазах. Ни в чём не повинный, ни слова не мог он сказать в свою защиту. Жертва человеческой глупости и жестокости. Очумелов называет собаку то «бродячим скотом», то «подлостью», то «нежной тварью», в зависимости от прояснения её статуса. Счастье щенка, что разобрались, кому он принадлежит, иначе бы истребили. Второстепенные герои рассказа Чехова «Хамелеон»
Прохор — генеральский повар, человек простой. Он вовремя проходил по базарной площади. В решающий момент, когда над щенком нависла угроза истребления, Прохор освидетельствовал принадлежность собаки брату генерала.
Автор не наделяет героев рассказа личностными чертами и не описывает внешность, только о городовом сказано, что он рыжий. Такой подход подчёркивает обобщённый характер образов. «Хамелеонство» свойственно многим. Проблема не теряет актуальности доныне: меняются времена, но не люди.
Чехов не раз высмеивал подлое пресмыкательство перед высшими чинами. В рассказе «Хамелеон» (1884) выразителем этого общественного порока является блюститель порядка. Ситуация, в которой он оказался, анекдотична. В ходе «расследования» полицейский несколько раз меняет позицию правосудия. Причина такого непостоянства — страх прогневить большого человека.
Рассказ исполнен иронии, насыщен гротеском, образы выразительны.
Главные герои рассказа Чехова «Хамелеон»
Очумелов. Фамилия персонажа говорящая, и как нельзя лучше подходит к образу. Это служака в чине полицейского надзирателя. Его характерные черты — беспринципность, ограниченность и трусость. Служебное положение он использует в личных целях: не упустит случая конфисковать что-нибудь на базаре.
Герой чин ставит выше закона. Решения надзирателя относительно собаки, укусившей Хрюкина, меняются от страха провиниться перед генералом или его братом. В процессе выяснения, чья собака, его бросает то в жар, то холод.
Речь персонажа пересыпана вульгаризмами, просторечиями, канцелярскими штампами, порой бессвязна. Узнав, что борзой щенок принадлежит брату генерала, от приказной интонации в распоряжении «истребить» надзиратель переходит к умильному сюсюканью: «Ишь ты, господи… Соскучились по братце… Так это ихняя собачка? Очень рад…».
Елдырин. «Рыжий городовой» — так представлен он в начале рассказа. Он подчиняется полицейскому надзирателю. Ему приходится прислуживать: носить за Очумеловым конфискованный крыжовник, снимать и накидывать шинель по начальника.
Персонаж в рассказе немногословен. Он изредка вставляет замечания по делу. Это маленький человек, зависимый, исполнительный. Можно предположить, что в несении службы Елдырин невольно уподобляется полицейскому надзирателю.
Хрюкин. Скандалист, лгун, любитель выпить, поживиться за чужой счёт, хотя и мастер в ювелирном деле. К перечню недостатков можно добавить, что этот тип — пакостник, потому что исподтишка сунул бедному щенку в морду горящую цигарку. Ни в каком столетии хорошие люди так не делают. А потом выставил свой справедливо укушенный палец, требуя компенсации. Фамилия персонажа говорит о его нравственных принципах. Он и в толпе назван вздорным человеком. Люди не уважают Хрюкина.
Борзой щенок — бессловесный «виновник скандала». Он сидел перепуганный, дрожа всем телом, с выражением тоски и ужаса в глазах. Ни в чём не повинный, ни слова не мог он сказать в свою защиту. Жертва человеческой глупости и жестокости. Очумелов называет собаку то «бродячим скотом», то «подлостью», то «нежной тварью», в зависимости от прояснения её статуса. Счастье щенка, что разобрались, кому он принадлежит, иначе бы истребили. Второстепенные герои рассказа Чехова «Хамелеон»
Прохор — генеральский повар, человек простой. Он вовремя проходил по базарной площади. В решающий момент, когда над щенком нависла угроза истребления, Прохор освидетельствовал принадлежность собаки брату генерала.
Автор не наделяет героев рассказа личностными чертами и не описывает внешность, только о городовом сказано, что он рыжий. Такой подход подчёркивает обобщённый характер образов. «Хамелеонство» свойственно многим. Проблема не теряет актуальности доныне: меняются времена, но не люди.