Б. шоуопределяя главную мысль «войны и мира», л. н. толстой писал, что в этом романе он любил «мысль народную». народ для толстого — мерило всех нравственных ценностей, носитель истинной человечности. по близости к народу оценивает писатель не только отдельных героев, но и целые сословия, классы.этим критерием и определяется различное отношение толстого к высшим слоям столичного дворянства, гордо именовавшего себя «светом», и поместным дворянам, многие из которых жили то в москве, то в своих имениях, как семья ростовых, или безвыездно обитали в родовых усадьбах, как отставной генерал-аншеф николай андреевич болконский с дочерью.с рассказа о великосветском вечере в салоне фрейлины анны павловны шерер начинается роман. в ряде ярких картин писатель раскрывает нравы и отношение к жизни придворных аристократических кругов, рисует их моральный (вернее, аморальный) облик. услышанные нами обрывки разговоров, а также манеры, авторские характеристики гостей анны павловны позволяют судить об отсутствии у них национального чувства, полной оторванности от народной среды, беспринципности, карьеризме, интриганстве и приспособленчестве.воссоздавая картины жизни высшей придворной знати, толстой рисует среду, обособленную не только от народа, но и от основной дворянской массы. так, например, ростовы в высшем петербургском свете приняты не были. по существу, в первых сценах романа, да еще в картине у нарышкиных, писатель исчерпывающе раскрывает все содержание и формы жизни высшей аристократии. в ней «не видно перемены» даже во время событий 1812 года. изменились темы разговоров, начались игры в патриотизм, но сущность этой неизменяющейся мертвенной среды осталась прежней.показывая отдельных представителей высшего «света» (князя василия, элен и анатоля курагиных, графа растопчина и других), а также тех, кто всеми и стремится попасть в это общество (берг, борис друбецкой), толстой уточняет, дополняет сказанное, но даже он не может почти ничего, кроме новых фактов, прибавить, найти хоть одну живую краску в застывшем облике столичной знати.