Глава XV. Детство Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений. Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своем высоком креслице; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки, так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу! Отуманенными дремотой глазами я пристально смотрю на ее лицо как она взглянула на меня и как улыбнулась. Я встаю, с ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло.
— Ты опять заснешь, Николенька, — говорит мне maman, — ты бы лучше шел на верх.
— Я не хочу спать, мамаша, — ответишь ей, и неясные, но сладкие грезы наполняют воображение, здоровый детский сон смыкает веки, и через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят.
Чувствуешь, бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя; по одному прикосновению узнаешь ее и еще во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмешь ее к губам.
— Вставай, моя душечка: пора идти спать.
Ничьи равнодушные взоры не стесняют ее: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. Я не шевелюсь, но еще крепче целую ее руку.
— Вставай же, мой ангел.
Она другой рукой берет меня за шею, и пальчики ее быстро шевелятся и щекотят меня. В комнате тихо, полутемно; нервы мои возбуждены щекоткой и пробуждением
— Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!
Она улыбается своей грустной, очаровательной улыбкой, берет обеими руками мою голову, целует меня в лоб и кладет к себе на колени.
— Так ты меня очень любишь?
Она молчит с минуту, потом говорит:
— Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь ее? не забудешь, Николенька?
Она еще нежнее целует меня.
— Полно! и не говори этого, голубчик мой, душечка моя! — вскрикиваю я, целуя ее колени, и слезы ручьями льются из моих глаз — слезы любви и восторга.
После этого, как, бывало, придешь на верх и станешь перед иконами, в своем ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря господи, папеньку и маменьку» . Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали детские уста мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к богу как-то странно сливались в одно чувство. После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, — но о чем они? Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие. Вспомнишь, бывало, о Карле Иваныче и его горькой участи — единственном человеке, которого я знал несчастливым, — и так жалко станет, так полюбишь его, что слезы потекут из глаз, и думаешь: «Дай бог ему счастия, дай мне возможность ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать» .
Потом любимую фарфоровую игрушку — зайчика или собачку — уткнешь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там лежать. Еще о том, чтобы дал бог счастия всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернешься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, смешаются, и уснешь тихо, спокойно, еще с мокрым от слез лицом.
Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели — невинная веселость и беспредельная потребность любви — были единственными побуждениями в жизни? Где те горячие молитвы? где лучший дар — те чистые слезы умиления? Прилетал ангел-утешитель, с улыбкой утирал слезы эти и навевал сладкие грезы неиспорченному детскому воображению.
Неужели жизнь оставила такие тяжелые следы в моем сердце, что навеки отошли от меня слезы и восторги эти? Неужели остались одни воспоминания?
"Детство" Л.Н. Толстого - это первая глава его знаменитого автобиографического романа "Детство, Отрочество, Юность". В этой первой главе, Коля Жильцов, главный герой романа, рассказывает нам о своем детстве.
Глава 15 называется "Детство". В этой главе Коля вспоминает свое раннее детство и дает нам подробное описание своих первых воспоминаний. Он рассказывает о своей семье и о том, как он проводил время вместе со своими братьями и сестрами. Коля описывает свои первые уроки чтения и письма, а также вспоминает своих учителей и наставников.
Далее Коля рассказывает о своих играх с детьми из соседнего двора и о своих первых приключениях. Он описывает свои радости и горести, свои мечты и фантазии. Коля вспоминает свои первые впечатления от природы и описывает простейшие наблюдения, которые делал вокруг себя.
"Детство" Л.Н. Толстого - это важный и интересный роман, который помогает нам понять мир детства и взгляды автора на этот период жизни. Эта глава помогает нам понять, что детство - это не только время игр и беззаботности, но и время, когда мы начинаем понимать и воспринимать мир вокруг нас.
Вот как можно пояснить и разобрать главу 15 "Детство" Л.Н. Толстого школьнику:
1. Начните с введения в роман Л.Н.Толстого и объясните, что автор пишет об своем детстве.
2. Объясните, что "Детство" - это первая глава романа и она рассказывает о первых воспоминаниях главного героя, Коли Жильцова.
3. Расскажите, что Коля описывает свою семью, своих братьев и сестер и как он проводил время с ними.
4. Разъясните, что Коля рассказывает о своих первых уроках чтения и письма, а также о своих учителях и наставниках.
5. Подробно расскажите, как Коля играл с детьми из соседнего двора и какие приключения он пережил.
6. Объясните, что Коля описывает свои радости и горести, свои мечты и фантазии.
7. Разъясните, как Коля воспринимал природу и какие наблюдения делал вокруг себя.
8. Закончите разбор главы, указав на то, что "Детство" - это важное и интересное произведение, которое помогает нам понять, что такое детство и какими мы бываем в детстве.
В результате такого пошагового разбора главы 15 "Детство" Л.Н. Толстого, школьник будет иметь более полное представление о содержании этой главы, а также поймет, как автор пытается передать свое восприятие детства и свои впечатления от него.
Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений. Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своем высоком креслице; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь.
Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки, так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу! Отуманенными дремотой глазами я пристально смотрю на ее лицо как она взглянула на меня и как улыбнулась.
Я встаю, с ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло.
— Ты опять заснешь, Николенька, — говорит мне maman, — ты бы лучше шел на верх.
— Я не хочу спать, мамаша, — ответишь ей, и неясные, но сладкие грезы наполняют воображение, здоровый детский сон смыкает веки, и через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят.
Чувствуешь, бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя; по одному прикосновению узнаешь ее и еще во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмешь ее к губам.
— Вставай, моя душечка: пора идти спать.
Ничьи равнодушные взоры не стесняют ее: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. Я не шевелюсь, но еще крепче целую ее руку.
— Вставай же, мой ангел.
Она другой рукой берет меня за шею, и пальчики ее быстро шевелятся и щекотят меня. В комнате тихо, полутемно; нервы мои возбуждены щекоткой и пробуждением
— Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!
Она улыбается своей грустной, очаровательной улыбкой, берет обеими руками мою голову, целует меня в лоб и кладет к себе на колени.
— Так ты меня очень любишь?
Она молчит с минуту, потом говорит:
— Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь ее? не забудешь, Николенька?
Она еще нежнее целует меня.
— Полно! и не говори этого, голубчик мой, душечка моя! — вскрикиваю я, целуя ее колени, и слезы ручьями льются из моих глаз — слезы любви и восторга.
После этого, как, бывало, придешь на верх и станешь перед иконами, в своем ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря господи, папеньку и маменьку» . Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали детские уста мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к богу как-то странно сливались в одно чувство.
После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, — но о чем они?
Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие. Вспомнишь, бывало, о Карле Иваныче и его горькой участи — единственном человеке, которого я знал несчастливым, — и так жалко станет, так полюбишь его, что слезы потекут из глаз, и думаешь:
«Дай бог ему счастия, дай мне возможность ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать» .
Потом любимую фарфоровую игрушку — зайчика или собачку — уткнешь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там лежать. Еще о том, чтобы дал бог счастия всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернешься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, смешаются, и уснешь тихо, спокойно, еще с мокрым от слез лицом.
Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели — невинная веселость и беспредельная потребность любви — были единственными побуждениями в жизни?
Где те горячие молитвы? где лучший дар — те чистые слезы умиления?
Прилетал ангел-утешитель, с улыбкой утирал слезы эти и навевал сладкие грезы неиспорченному детскому воображению.
Неужели жизнь оставила такие тяжелые следы в моем сердце, что навеки отошли от меня слезы и восторги эти?
Неужели остались одни воспоминания?
Глава 15 называется "Детство". В этой главе Коля вспоминает свое раннее детство и дает нам подробное описание своих первых воспоминаний. Он рассказывает о своей семье и о том, как он проводил время вместе со своими братьями и сестрами. Коля описывает свои первые уроки чтения и письма, а также вспоминает своих учителей и наставников.
Далее Коля рассказывает о своих играх с детьми из соседнего двора и о своих первых приключениях. Он описывает свои радости и горести, свои мечты и фантазии. Коля вспоминает свои первые впечатления от природы и описывает простейшие наблюдения, которые делал вокруг себя.
"Детство" Л.Н. Толстого - это важный и интересный роман, который помогает нам понять мир детства и взгляды автора на этот период жизни. Эта глава помогает нам понять, что детство - это не только время игр и беззаботности, но и время, когда мы начинаем понимать и воспринимать мир вокруг нас.
Вот как можно пояснить и разобрать главу 15 "Детство" Л.Н. Толстого школьнику:
1. Начните с введения в роман Л.Н.Толстого и объясните, что автор пишет об своем детстве.
2. Объясните, что "Детство" - это первая глава романа и она рассказывает о первых воспоминаниях главного героя, Коли Жильцова.
3. Расскажите, что Коля описывает свою семью, своих братьев и сестер и как он проводил время с ними.
4. Разъясните, что Коля рассказывает о своих первых уроках чтения и письма, а также о своих учителях и наставниках.
5. Подробно расскажите, как Коля играл с детьми из соседнего двора и какие приключения он пережил.
6. Объясните, что Коля описывает свои радости и горести, свои мечты и фантазии.
7. Разъясните, как Коля воспринимал природу и какие наблюдения делал вокруг себя.
8. Закончите разбор главы, указав на то, что "Детство" - это важное и интересное произведение, которое помогает нам понять, что такое детство и какими мы бываем в детстве.
В результате такого пошагового разбора главы 15 "Детство" Л.Н. Толстого, школьник будет иметь более полное представление о содержании этой главы, а также поймет, как автор пытается передать свое восприятие детства и свои впечатления от него.