Письменно. Прочитайте текст. Выполните анализ эпизода по схеме.
Текст:
Он получил разрешение, а также мотоцикл, прицеп которого был доверху наполнен отборными семенами и саженцами, и отправился в путь. В пустынной долине он оставил мотоцикл и дальше пошел пешком.
уже тридцать дней, и за это время он ни разу не оглянулся назад. Оглянуться - означало бы потерять веру. Сушь стояла невиданная, семена едва ли дали ростки. Может, все, что он затеял, ради чего целый месяц трудился, не разгибая спины, напрасно. Он смотрел только вперед, когда шагал под жарким солнцем по дну широкой долины, все дальше от Первого Города, и надеялся на дождь.
Над голыми, иссушенными солнцем вершинами клубились облака, и он натянул на себя одеяло. Марс непредсказуем, как само время. Он чувствовал, как раскаленные вершины отдают тепло холодному воздуху ночи, и думал о тучной, черной, как чернила, марсианской почве, такой черной и блестящей, что, казалось, она оживет и зашевелится, если зажать ее в ладони. Она так плодородна, что, если посадить на ней бобы, стебли будут гигантского роста, а из лопнувших стручков на землю, как ядра, будут падать зерна невиданной величины, сотрясая все вокруг.
Костер, затухая, спрятался в золу. Воздух дрогнул от грохота далекой колесницы. Гром. Неожиданно потянуло речной прохладой. "Сегодня ночью", - подумал он и высвободил руку из-под одеяла, чтобы проверить, не пошел ли дождь. - Сегодня ночью."
Схема:
1. Дать название эпизоду
2. Определить роль эпизода в тексте
(А).Характерологическая. Эпизод раскрывает характер героя, его мировоззрение.
Б).Психологическая. Эпизод раскрывает душевное состояние персонажа.
В).Поворотная. Эпизод показывает новый поворот в отношениях героев / развитии сюжета
Г. Оценочная. Автор даёт характеристику персонажа или события.)
3. Характеристика основных героев (образов) эпизода: речь, поступки, «внутренние монологи».
4.Особенности изображения в эпизоде :
- пейзажа (если есть);
- интерьера (если есть);
- душевного состояния героев;
5.Анализ лексики эпизода, роль тропов в тексте. (т.е какие изобразительные средства и для чего автор использует)
Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
автора;
персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
6. Сформулировать проблему, находящуюся в центре внимания персонажей.
7. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.