Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. 1)Какие картины старой Москвы и её быта возникают при чтении этой части поэмы? Расскажите об образе жизни семьи Калашниковых.
2) В чём проявляется любовь купца Калашникова? Почему он так строго встречает возвратившуюся домой Алёну дмитриевну?
3) что можно сказать об отношении Алены Дмитревны к мужу?
4) почему купец зовет своих братьев?
5) сопоставьте портретные характеристики кирибеевича и Калашникова перед боем. Что в каждый из героев выделяется гусляры?
6) что обещает царь участникам поединка перед боем? Выполняет ли он свое обещание?
7) Почему "Песня" оканчивается не казню Калашникова, а описание его безымянной могилы? Какое значение придаёт автор этому описанию
Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - историческая поэма Михаила Юрьевича Лермонтова, написанная им в 1837 году в народном стиле. Именно это лирическое произведение открывало первый сборник поэта, изданный при жизни. Сюжет произведения разворачивается во времена эпохи правления Ивана Грозного. Поэма является своеобразной стилизацией русского народного эпоса. Это проявляется во вступлении, когда гусляры, обращаясь к царю Ивану Васильевичу, предлагают послушать их песню, которую они сложили на старинный лад и «под гуслярский звон» ее «причитывали да присказывали». Уникальность этой поэмы в том, что по своему художественному своеобразию она стала единственной в своем роде: ни у Лермонтова, ни у прочих русских поэтов ничего подобного больше не создавалось. Прежде всего, необходимо отметить силу и цельность характера каждого из героев поэмы – недаром все они вынесены в название. И царь Иван Грозный, и опричник Кирибеевич, и купец Степан Калашников представлены крупным планом, но изображение при этом совершенно разнопланово: в каждом бушует пожар страстей, радость и подозрение, надежда и отчаяние могут проявиться в любую минуту. Иван Грозный изображен в ореоле величия, согласно лучшим традициям народной поэзии: Не сияет на небе солнце красное… То за трапезой сидит … грозный царь Иван Васильевич. Он находится в благодушном настроении и свой золоченый ковш с вином велит поднести не князьям да боярам, а своим верным опричникам. Стоит только Кирибеевичу, одному из опричников, остаться равнодушным к знакам внимания со стороны царя, как самодержец закипает от гнева. Иван Грозный подозревает своего верного слугу в черной зависти и даже в измене, ведь ему, развращенному властью и деньгами, представление о любовных переживаниях кажется совершенно чуждым. А вот молодой Кирибеевич предстает в первой сцене очень противоречивым: охваченный страстью, юноша с подлинной поэтичностью, достойной уважения, признается в любви к Алене Дмитриевне, но боится сказать, что она уже замужем за купцом Калашниковым. По оценке автора, он ведет себя как «лукавый раб».
Во второй части поэмы мы знакомимся с жизненным укладом купеческой семьи, основанным на правилах Домостроя. Купец Калашников выступает здесь ярым их блюстителем: подозревая жену в неверности, он грозится упрятать ее «за железный замок, за дубовую дверь». Однако за кажущейся суровостью Степана Парамоновича скрываются черты доброты и гуманности. Узнав об оскорблении, нанесенном его жене опричником Кирибеевичем, Калашников стремится защитить не красоту своей жены, а честь семьи, имени, рода. Именно поэтому прямо посреди ночи зовет он своих братьев, чтобы восстановить справедливость: просит их в случае его смерти выйти на поединок, чтобы постоять за правду. Для Алены Дмитриевны муж – «красно солнышко», «государь», речи его будто острый нож, а немилость его – страшнее смерти. Такое отношение к мужу складывается неспроста. Очень уж суровым был быт людей середины XVI века. Поэтому и отношения между людьми были суровыми. Ожидая вечером свою жену, Калашников сразу подозревает ее в неверности, а увидев простоволосою, без фаты, грозит ей наказанием. И если бы Алена Дмитриевна оказалась виновной, можно было бы не сомневаться, - осуществил бы свою угрозу. В третьей части поэмы читатели из царских палат и купеческого дома переносятся на просторы Москвы-реки. Здесь и разыграется поединок Калашникова с Кирибеевичем: поединок правды с неправдою, чести с бесчестием, человеческого достоинства с произволом и своеволием. И если опричник, вышедший на бой потешить батюшку-царя, кланяется в пояс только ему, то Степан Калашников, выходя на бой, поклонился Ивану Грозному, «после белому Кремлю да святым