Перечитайте сцены военных смотров при Браунау (т.1, ч.2, гл.1-3) и Ольмюце (т.1, ч.3, гл.8) и сделайте их сопоставительный анализ по следующему плану:
1.Какова цель каждого из военных смотров? В чём два смотра противопоставлены друг другу?
2.Покажите авторское отношение к Кутузову и Александру I. Как оно раскрывается в этих сценах?
3.Как Толстой передаёт общность настроения участников этих эпизодов? Чья точка зрения на войну обнаруживается в каждом из них?
4.Сравните поведение Тимохина и Долохова во время разговора с Кутузовым. Какую цель преследует это противопоставление?
- Военный смотр при Браунау (т. 1, ч. 2, гл. 1-3) имеет целью осмотр и подготовку армии к предстоящему сражению. На этом смотре Наполеон заботится о дисциплине и воинской подготовке своих солдат перед сражением с русской армией.
- Военный смотр в Ольмюце (т. 1, ч. 3, гл. 8) проводится русским командованием, и его целью является оценка и подготовка русской армии к предстоящему противостоянию с французской армией. Здесь русский командир Кутузов проводит осмотр и оценивает своих солдат.
Два смотра противопоставлены друг другу по степени приоритета стоящих задач и действий:
- Во время военного смотра при Браунау Наполеон акцентирует внимание на дисциплине и подготовке своих солдат, а также задерживается на мелочах и формальностях. Здесь придаётся большое значение внешнему виду и знанию регламентов и процедур.
- Во время военного смотра в Ольмюце Кутузов придает больший приоритет оценке боеспособности и морального настроя своей армии. Он интересуется не формальностями, а готовностью солдат к бою, и проявляет понимание и гибкость в отношении мелких нарушений и невыполнения регламентов.
2. Авторское отношение к Кутузову и Александру I:
- В сцене военного смотра при Браунау Толстой помещает Кутузова в отрицательный свет, критикуя его и подчеркивая его некомпетентность в подготовке армии и его формальный подход к военному делу.
- В сцене военного смотра в Ольмюце Толстой показывает Кутузова в положительном свете, позитивно отражая его жесткость и практичность в принятии важных решений, а также его связь с простыми солдатами. Презентация Александра I в этой сцене также подчеркивает его благородство и преданность своему народу.
3. Передача общности настроения участников эпизодов и точка зрения на войну:
- В сцене военного смотра при Браунау Толстой создает атмосферу строгости, дисциплины и подчинения, что отображает милитаристскую точку зрения на войну. Здесь акцентируется на деталях и формальностях, что передает атмосферу напряженности и неуверенности.
- В сцене военного смотра в Ольмюце Толстой передает более свободное и спокойное настроение участников, что отражает патриотическую точку зрения на войну. Подчеркивается солидарность и преданность войска, а также дух настоящего воина.
4. Поведение Тимохина и Долохова во время разговора с Кутузовым:
- Тимохин проявляет неуверенность, страх и зависимость во время разговора с Кутузовым. Он не способен высказать своё мнение и твердо отстаивать свои точки зрения.
- Долохов, напротив, проявляет уверенность, агрессивность и независимость во время разговора с Кутузовым. Он выражает свою точку зрения и готов действовать по своим убеждениям.
Целью противопоставления поведения Тимохина и Долохова во время разговора с Кутузовым является подчеркнуть различия в их характерах, взглядах на войну и степени уверенности в себе. Толстой через этих двух персонажей показывает разные подходы к военному делу и отражает различные типы личностей, которые могут встречаться военное время.