Памгите Прачитацте статью Л. И. Кричевской. Подготовьте расказ об использовании и роли детали в повести "Капитанская дочка" Сюжетность детали <…>

Незаметно, среди прочих описаний возникает повторяющаяся деталь в «Капитан-

ской дочке». Петрушу Гринева снаряжают в дальний путь: «Надели на меня заячий тулуп,

а сверху лисью шубу». В эпизодах на постоялом дворе заячий тулуп участвует как вещь,

как реальная ценность и одновременно как завязка человеческих отношений героя с вожа-

тым — Пугачевым. Мы помним, что Гринев дарит вожатому свой детский заячий тулуп-

чик, который, с трудом налезая, трещит по швам на богатырской фигуре Пугачева.

«Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал

с низким поклоном ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не

забуду ваших милостей”. — Он пошел в свою сторону, а я отправился далее, не обращая внимания

на досаду Савельича, и скоро позабыл о вчерашней вьюге, о своем вожатом и о заячьем тулупе».

Так деталь включается в систему основных образов произведения. Это подтверждает

и конец последней фразы, где в одном ряду стоят «вьюга», «вожатый» и «заячий тулуп».

Далее история с тулупом всплывает после сцены расправы Пугачева над гарнизоном

крепости. Савельич напоминает Гриневу:

«— Как батюшка? Ты и позабыл того пьяницу, который выманил у тебя тулуп на постоялом

дворе? Заячий тулупчик совсем новешенький; а он, бестия, его так и распорол, напяливая на себя!

Я изумился. В самом деле сходство Пугачева с моим вожатым было разительно. Я удосто-

верился, что Пугачев и он были одно и то же лицо, и понял тогда причину пощады, мне оказанной.

Я не мог не подивиться странному сцеплению обстоятельств: детский тулуп, подаренный бродяге,

избавлял меня от петли, и пьяница, шатавшийся по постоялым дворам, осаждал крепости и по-

трясал государством!»

В поворотах сюжета заячий тулуп становится символом того общего, что по-челове-

чески связывает Гринева с Пугачевым.

Мотив заячьего тулупа появляется всегда в ситуации грозящей опасности и ее благо-

получного разрешения (помилования).

В последний раз о тулупе напоминает сам Пугачев, объясняя свое очередное заступ-

ничество за Гринева (это происходит на пути в Белогорскую крепость, куда герои едут,

чтобы освободить Машу), после чего заячий тулуп как символ, как мотивировка событий

сходит со сцены. Деталь уже не может выражать всей глубины и сложности отношений

героев. За заячий тулуп, когда-то подаренный на постоялом дворе, Пугачев щадит Грине-

ва, но Машу он совсем по другой причине. Помните, как горячо он воскликнул:

«Кто из моих людей смеет обижать сироту?»

Деталь описания, то есть в основе своей деталь статичная, получила динамику,

собственное развитие, идущее в русле общего сюжета. Характерным условием этого

развития был свободный переход повторяющейся детали из описания в диалог, в высказы-

вания персонажей, в размышления героя-рассказчика.​

fomenko6 fomenko6    1   24.11.2020 13:52    44