ответьте на вопросы а) Какой предстаёт Волга в стихотворении В. С. Высоцкого? Как выражена связь между её историческим и современностью? Приведите примеры из текста.
б) Как вы думаете, к каким фактам истории обращены строки- «Вся вода исхлёстана пулями врагов»? В каком контексте возникает этот образ в стихотворении? С каким чувством говорит об этих страницах нашей истории поэт?
в) В стихотворении В. С. Высоцкого используется традиционный для песенной формы элемент – рефрен. Проследите, какие изменения автор вносит в каждый из рефренов. С чем связаны эти изменения? Какую мысль они передать?
г) В. С. Высоцкий в «Песне о Волге» опирается на традицию народных песен. Какие характерные для русского фольклора художественные средства и приёмы он использует? Что они выразить? Приведите примеры из текста.
Волга песни слышала хлеще, чем «Дубинушка», —
Вся вода исхлёстана пулями врагов,
И плыла по матушке наша кровь-кровинушка,
Стыла бурой пеною возле берегов.
На самом деле эти строки относятся к войне гражданской. В комментариях к одиннадцатитомнику издательства "Амфора" П. Фокин считает, что образ навеян финалом фильма "Чапаев", хотя где Чапай, а где Волга... Но все может быть, визуальный ряд очень сильный и всем нам знаком с детства:
Эта песня должна была стать лейтмотивом к спектаклю "Авантюристы" - отечественному музыкальному спектаклю, задуманному В. Высоцким в пику американским мюзиклам.
"Кулаки, чекисты, бандиты, нэп – вот материал! Америкашкам и не снился. Ищи, Кирочка. Должон быть", - предложил он своему "подельнику" Кириллу Ласкари. И тот стал искать, ибо идея захватила обоих. Нужный материал нашелся в собрании сочинений А.Н. Толстого. Довольно быстро Кирилл Александрович написал сценарий, оставив место для песен и Высоцкий приступил к своей части работы. Уже в начале 1973 года они записали все песни под фортепианный аккомпанемент. Фактически, в создании "демоверсии" будущего мюзикла участвовали три человека - сценарист К. Ласкари, автор песен В. Высоцкий (они пели) и композитор Г. Фиртич (он аккомпанировал на рояле).
Историю создания достаточно подробно освещали А. Орехъ в своем блоге и М.Цыбульский в повести "Высоцкий в Ленинграде". Не буду их пересказывать. Ссылки в конце статьи.
Все песни были написаны очень быстро, кроме одной - песни о Волге. Она должна была стать лейтмотивом спектакля, но не получалась. "Понимаешь, - говорил он Кириллу, - сбивает "Издалека долго течёт река Волга..." Хуже нельзя. Вот послушай набросок, – "Как по Волге-матушке, по реке-кормилице..." Но все же работа была закончена. Получилась чудесная песня. Когда слушаешь запись, сделанную под аккомпанемент рояля, так и встают перед глазами кадры фильмов 30-х годов. Абсолютное попадание в эпоху, в стиль:Спектакль не разрешили, как обычно. Владимир Высоцкий никогда не рассказывал об этой работе и песню эту на концертах не пел. Тем не менее, в 1974 году на Всесоюзной студии грамзаписи для пластинки "Владимир Высоцкий. Марина Влади" эта песня была записана в исполнении Марины с изумительной оркестровой аранжировкой.