С первого появления самозванца в произведении ярко проявляется сказочность образа. Подчеркивая вымышленность образа самозванца, Пушкин еще в начале повести предсказывает ту важную, решающую роль, какую Пугачев сыграет в жизни Петруши; не случайно юному Гриневу «приснился сон», в котором, «мужик с черной бородою» благословлял его, «весело поглядывая». Даже первое пристанище Пугачева несколько напоминает сказочное разбойничье логово, и вообще, мотив разбойничества присущ образу самозванца как проявление традиционных черт романтизма в характеристике героя. Если внимательно читать главу, нельзя не обратить внимания на символический черный цвет, с которым связывается «добрый человек» Пугачев. Эта связи постоянно подчеркиваются автором: «Вдруг увидел я что-то черное. «Эй, ямщик! — закричал я, — смотри: что там такое чернеется?»». «Я взглянул на палати и увидел черную бороду и сверкающие глаза". Черный цвет не может определять хорошего человека. Ямщик, всматриваясь в буран, помнится так говорит: "Должно быть, или волк, или человек". Вот и намечено единство двух сторон героя (волк и человек). И одновременно противопоставление доброго и злого в характере.
Если внимательно читать главу, нельзя не обратить внимания на символический черный цвет, с которым связывается «добрый человек» Пугачев. Эта связи постоянно подчеркиваются автором: «Вдруг увидел я что-то черное. «Эй, ямщик! — закричал я, — смотри: что там такое чернеется?»». «Я взглянул на палати и увидел черную бороду и сверкающие глаза". Черный цвет не может определять хорошего человека. Ямщик, всматриваясь в буран, помнится так говорит: "Должно быть, или волк, или человек". Вот и намечено единство двух сторон героя (волк и человек). И одновременно противопоставление доброго и злого в характере.