Вбылине "илья муромец и соловей-разбойник" понятно даже из названия, что рассказывает она, о событиях далёкого прошлого. былина повествует о героическом прошлом великого народного защитника - богатыре илье муромце. былинных героев называют богатырями, а былинами называются особые песни о подвигах и героических приключениях богатырей. соловей разбойник это отрицательный герой, который похож одновременно на птицу, на человека-разбойника и на чудовище. на соловья он похож тем, что живёт на дереве, у него есть гнездо и он свищет по-соловьиному. на разбойника - тем, что нападает на прохожих. а чудовище соловей разбойник напоминает разрушительными последствиями своего свиста. в хх веке изобрели оружие, которое действует подобно посвистусоловья разбойника. описывая посвист соловья разбойника, сказитель, поющий былину, не предполагал, что такое явление существует. он верил, что такое могло быть раньше, что когда-то ходили по земле прославленные богатыри, которые носили в руке сорокапудовую (640 кг) палицу, что ездили они на конях, перешагивающих с горы на гору, побеждали в одиночку силушку лютую, страшных чудовищ и змеев. сказитель верил, что где-то есть на земле такая злая сила, которая одним посвистом может разрушить город и убить людей. но также не сомневался и в том, что есть на земле большая сила, которая одним выстрелом из лука побеждает зло. так, с преувеличения сил добра и зла, у сказителя и слушателя возникал художественный образ зла и его добра. народу-сказителю было важно, что илья муромец - богатырь, благородный добрый молодец - одним выстрелом из обычного лука, пусть и тугого, разрывающего, побеждает волшебную силу соловья разбойника. поэтому в эпизоде сражения ильи и соловья разбойника нет никакого преувеличения силы ильи муромца. для сказителя было важно, что добро всегда побеждает зло - точно так же, как и в сказке. теперь слово богатырь для нас привычно, означает оно - сильный, храбрый, благородный человек, защитник. но в самых старинных былинах герои назывались мужами. слово богатырь появилось гораздо позже, чем первые былины. богатыри - образ важный для народа. они недюжинной силой, чему становятся людьми необыкновенными. однако при этом они всё-таки остаются людьми, не становясь волшебными существами. в былинах богатыри, всеми лучшими качествами человека, противостоят нечеловеческому злу - чудовищам, змеям и просто вражьей силе. богатыри воплощают ту силу, которая всегда готова встать на сторону правды, защитить землю от врага, восстановить справедливость. богатырская сила - это та идеальная сила, о которой всегда мечтал народ. есть в былине ещё один герой, кроме ильи муромца и соловья разбойника. это стольный князь владимир. и показан он совсем не богатырём. в данной былине князь владимир не совершает плохих поступков, хотя ведёт себя как человек, не большим мужеством: ведь он испугался соловья разбойника. в некоторых других былинах князь владимир несправедливо поступает с ильёй муромцем. мы уже знакомы с постоянными эпитетами в народной сказке. напоминаю, что эпитет - это художественное определение, то есть определение, образ, как-то особенно охарактеризовать предмет, о котором идёт речь, сделать его ярким и неповторимым; а постоянный эпитет - это такое художественное определение, которое постоянно употребляется с определённым словом в любой народной сказке, например, добрый молодец или красна девица. если в каком-нибудь произведении много постоянных эпитетов, то это знак для читателя - перед ним фольклорное произведение. в некоторых былинах постоянные эпитеты встречаются ещё чаще, чем в сказках. обращая внимание на эпитет старый, мы должны понимать, что речь идет не о богатыре пенсионере. илья муромец не был старым человеком в нашем понимании. ему могло быть лет 30-40. правда, в старину этот возраст считался весьма почтенным, так как продолжительность жизни была невелика. в этой былине употребляется постоянный эпитет старый в значении "крепкий, сильный". образ ильи муромца - это центральный образ в былинах. этот богатырь воплощает в себе идеалы и надежды народа, его толкование понятия о добре и зле, о патриотической верности родной земле, о богатырской чести и удали. подвиги ильи муромца всегда связаны со служением народу, его образ изображён как защитник родной земли. поскольку былины не записывались, а передавались устно, есть много вариантов одной былины. один из вариантов в нашей былине "илья муромец и соловей разбойник" вместо последних четырёх строк содержит другие две: