ответить на вопросы! В долгу не останусь Лермонтов М.Ю. (1814 – 1841). Общая характеристика творчества. Основные этапы творческого пути. Лирика М.Ю. Лермонтова, ее проблематика, трагический и романтический пафос, стремление к героическому. Байронизм М.Ю. Лермонтова. Характеристика лермонтовской эпохи и ее влияние на творчество поэта. Темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Своеобразие проблематики, лирической позиции поэта. Образ лирического героя. Психологизм поэзии М.Ю. Лермонтова.
Роман «Герой нашего времени». Смысл названия романа. Особенности композиции: смещение хронологической последовательности, объединение в романе пяти повестей с самостоятельными сюжетами, смена повествователей. Романтическая загадочность и демонизм главного героя. Общий принцип композиции: от загадки к разгадке. Постепенное раскрытие образа Печорина. Своеобразие лермонтовского психологизма как раскрытия философских и идейно-нравственных исканий героя. Особое значение повести «Фаталист» как завершающего звена в философских поисках Печорина.
Философская и идейно-нравственная проблематика романа: проблемы свободы личности и предопределения, добра и зла, гуманизма и эгоизма. Романтическая трактовка характера Печорина как возвышенной, непонятной личности. Трагедия Печорина, ее сущность и причины. Идейная связь романа с лирикой М.Ю. Лермонтова. Возможность различных прочтений образа главного героя и целостного смысла романа. Общечеловеческое и социально-историческое звучание романа и образа его главного героя.
Русский реализм
Смена типов художественного сознания в русской литературе 1830-1840-х гг.: вытеснение поэзии прозой.
Утверждение реалистических тенденций в литературной практике 1850-60-х гг., в числе которых социально-историческая предопределенность в изображении жизненных явлений, социально-психологический анализ человеческих характеров и поступков, конфликт между правом человека на личное счастье и объективными условиями жизни, влияние содержания произведения на его стилевые особенности, доминанта средних (повесть) и крупных (роман) повествовательных форм.
1860-70-е гг. как эпоха расцвета русского классического романа. Основные жанровые черты романного жанра: единство материального и идеального, духовного и плотского, общего и частного в изображении жизненных явлений; «объемный» характер романного образа, его внутренняя полемичность и многозначность; историзм художественного мышления писателя-романиста.
Эпоха «литературного безвременья» 1880-90-х гг., для которой характерно господство средних и малых эпических жанров (повесть, рассказ, очерк, новелла).