ответить на вопросы Последние годы жизни Тютчева отмечены многими трагическими событиями: 1864 г. – смерть Е.А. Денисьевой, 1865 – смерть дочери Елены и годовалого сына Николая, 1868 – смерть сына Дмитрия, 1870 – дочери Марии и старшего брата Николая. Эти трагические события не могли не отразиться на мироощущении поэта, не раз признававшегося в своих письмах, что он не числит себя среди живых.
Однако была одна тема, неизменно заставлявшая Тютчева хотя бы на время забывать о горестных утратах, вырывавшая его из отчаяния, – судьба России. Как показывает в своей биографии Тютчева В.В. Кожинов, последние годы жизни поэта отмечены его «многообразной деятельностью в сфере русской политики»: после назначения министром иностранных дел А. Горчакова Тютчев активно включается в решение внешнеполитических вопросов, пытаясь влиять на позицию не только Горчакова, но и императора Александра Второго, и нередко достигает успеха. Поэт, – утверждает исследователь, – «так или иначе участвовал в выработке направления внешней политики».
Позицию Тютчева, его отношение к судьбе родины отчетливо передает стихотворение, написанное к юбилею Н.М. Карамзина в 1866 г., где поэт назвал своего старшего современника «верноподданным России» и именно это служение родине расценил как его величайшую заслугу. В полной мере и самого Тютчева следует назвать «верноподданным России». Его истинно патриотическая позиция: беспредельная любовь к Родине, гордость ее историей, надежды на возрождение ее роли в судьбах мира – все это становится темой тютчевских стихотворений политического характера, его писем московским публицистам (прежде всего И.С. Аксакову), его разговоров с Горчаковым. Тютчев – инициатор и вдохновитель многих выступлений И. Аксакова в печати, судьбоносных решений, принятых А. Горчаковым. О глубоком и плодотворном воздействии Тютчева справедливо писал известный поэт А. Майков, утверждавший, что именно знакомство с поэтом дало ему «высокие точки зрения на жизнь и мир, Россию и ее судьбы в настоящем и будущем».
Вопросы о творчестве Ф.И. Тютчева
1. В чем исследователи видят открытие Тютчева-поэта?
2. В чем своеобразие темы природы в лирике Тютчева? Какой предстает природа в лирике поэта? В чем особенность пейзажной лирики Тютчева?
3. Почему А.Белый назвал Ф.И.Тютчева «древним эллином»?
4. Каким предстает человек в лирике Тютчева?
5. Какую роль играют природные образы в размышлениях поэта о человеке?
6. В чем видит Тютчев смысл жизни? Какие метафоры находит поэт для воплощения своего понимания смысла жизни?
7. В чем Тютчев видит назначение поэта и как он понимает роль поэзии? Какие образы-символы поэта находит Тютчев?
8. Какие мотивы становятся центральными в тютчевской любовной лирике? Что нового вносит поэт в звучание этой темы? Как исследователи определяют значение любовной лирики поэта?
9. Какой предстает Россия в лирике Тютчева? Какие образы-символы передают в лирике поэта его представление о назначении России?
Поэт, – утверждает исследователь, – «так или иначе участвовал в выработке направления внешней политики». Позицию Тютчева, его отношение к судьбе родины отчетливо передает стихотворение, написанное к юбилею Н.М. Карамзина в 1866 г., где поэт назвал своего старшего современника «верноподданным России» и именно это служение родине расценил как его величайшую заслугу.
Своеобразие романтической лирики Тютчева в том, что он воспел красоту природы, радость телесного бытия, которое видится поэту одновременно и одухотворенным. У него природа "дышит", "погружается в сон", "трепещет", а утром "радуется" и "смеется".
Тютчев - инициатор и вдохновитель многих выступлений И. Аксакова в печати, судьбоносных решений, принятых А. Горчаковым. О глубоком и плодотворном воздействии Тютчева справедливо писал известный поэт А. Майков, утверждавший, что именно знакомство с поэтом дало ему «высокие точки зрения на жизнь и мир, Россию и ее судьбы в настоящем и будущем».