, ответить на вопросы по роману «Преступление и наказание»! Очень , хотя бы на 2-3 вопроса!! 1. Какие детали в начале романа «Преступление и наказание» ука зывают на то, что перед нами роман психологический? Как введен в повествование главный герой? Что отмечает автор в его портрете и какие слова, передающие его внутреннее состояние, можно выде лить в качестве ключевых?
2. Что представляет собой место действия «Преступления и нака зания»? Какие традиции изображения Петербурга в русской классике наследует Достоевский и в чем проявляется творческая индивиду альность художника? Выделите основные средства характеристики Петербурга в романе (цветовая гамма, звуки, запахи и т.д.) и опреде лите их функцию в решении главной художественной задачи автора. Как представлены в романе мир «хозяев жизни» и мир «униженных И оскорбленных»? Какова роль уличных сцен в характеристике общей атмосферы капиталистического города?
3. Почему так горько-иронично звучит фамилия Мармеладовых? Чем опасна для человеческого сознания ситуация, когда уже «некуда пойти»? В чем проявляется «надрыв» Мармеладова, Катерины Ива новны и других «маленьких людей» в романе? Какова ситуация в се мье Раскольниковых и как она отражает нравственное состояние об щества? Почему именно в этих условиях возникла и начала крепнуть идейка>> Родиона Раскольникова?
4. Как вы понимаете смысл характеристики Раскольникова, данной Порфирием Петровичем, - «теоретически раздраженное сердце»? Как объединяется в «идее>> Раскольникова «теоретическое», умозри тельное и живое, сострадательное начало? Кто и как излагает в рома не теорию Раскольникова? Что имел в виду М.М. Бахтин, говоря о «множественности самостоятельных и неслиянных голосов и созна ний» в романе Достоевского?
5. Можно ли назвать теорию Раскольникова богоборческой? Как в этой связи звучит сама фамилия героя? Какова роль снов в трактовке со бытий внутренней жизни Раскольникова? Почему он решается произве сти свою «пробу» не в сфере созидания, а в акте насилия, кровопролития «по совести»? Что кардинально меняется в жизни героя после соверше ния им убийства старухи процентщицы? Решил ли для себя Раскольни ков мучительный вопрос: «Тварь я дрожащая или право имею?»
6. Что более мучительно для Раскольникова после совершения убийства - тягостное одиночество или вынужденное общение с идейными «двойниками» вроде Свидригайлова? Какова связь меж ду теорией Раскольникова и «экономическим интересом» Лужина, «нравственным нигилизмом» Свидригайлова? Равен ли сам Рас кольников своей теории?
7. Каковы исходные мотивы прихода Раскольникова к Соне? Спра ведливы ли слова героя, обращенные к Соне: «Мы вместе прокляты»? С какой целью Раскольников искушает Соню, задавая ей «провокаци онные» вопросы? Какова роль эпизода чтения Соней евангельского сюжета о воскрешении Лазаря? В чем секрет нравственной силы и стойкости «вечной Сонечки являть собой в глазах Рас кольникова «неумолимый приговор» его гордыне? В чем различие жизненных позиций Сони и Порфирия Петровича, ведущих Расколь никова к признанию и раскаянию в совершенном преступлении?
8. Каковы мотивы самоубийства Свидригайлова и почему Расколь ников, близкий к самоубийству, сумел преодолеть это искушение? Что в конечном итоге побудило Раскольникова явиться с повинной?
9. Как перекликаются между собой начало и эпилог романа? Срав ните описания Петербурга с пейзажной зарисовкой в эпилоге («Рас кольников вышел из сарая на самый берег...»). Как меняется хронотоп (пространство и время) повествования? Каково значение сна героя на каторге? Что побудило Раскольникова в финале взять в руки Еван гелие?
10. Раскройте различные оттенки звучания названия романа «Преступ ление и наказание». Прав ли был писатель Д.С. Мережковский, на звавший Л.Н. Толстого «ясновидцем плоти», а Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «Ясновидцем духа»?