Образ Левши, главного героя сказа, включает в себя все черты, свойственные лесковским праведникам, но он еще и носитель мировой славы России. Поэтому Левша действует в сказе в основном не среди земляков, а за рубежом родины. Он не только великий талант, но и патриот. Как известно, Левша весьма понравился лондонцам, которые его уговаривали остаться в Англии, жениться на англичанке, сулили обеспеченную жизнь. На все это Левша отвечал решительным отказом: "Мы к своей родине привержены.
Казак Землянухин тоже не соблазнился обеспеченной чужеземной жизнью, хотя его там славили, водили по театрам, по званым обедам и даже в его честь устроили заседание английского парламента. После чего англичане просили его остаться у них, обещая ему богатую землю, но и он от этого отказался, сказав что "покойную хижину Тихого Дона не променяет ни на какие сокровища".
В сказе русскому человеку-творцу, неразрывно связанному с родной землей, противостоит не только машинная, механическая культура Европы, но и царь России и его свита. Весь образ мыслей царя состоит в полном противоречии с образом мыслей патриота России генерала Платова, который тщетно пытался доказать царю, что "русские все могут сделать, но только им полезного ученья нет".
Косой Левша в сказе не имеет имени, и даже прозвище его пишется с маленькой буквы. Он символ русского народа. Безымянный мастер и его товарищи "взялись поддержать Платова и с ним всю Россию", чтобы доказать ее непревзойденную самобытность и талантливость. Невзрачный тульский мастеровой свободно, с чувством собственного достоинства, беседует и с царем, и с учеными англичанами. Ему вера в силу своей родины, глубокая убежденность в мудрости устоев народной жизни России: "Наша русская вера-самая правильная, и как верили наши праотцы, так же точно должны верить и питомцы".
Генерал Платов - носитель воинской доблести России, Левша - носитель ее трудовой доблести. На них держится страна. Они ее полномочные представители, а не цари и их свита. Добрые, честные, самоотверженные люди, живущие не для себя, а для родины.
Мужественный старик Платов не нажил богатства, не нажил он и уважения от царского двора, уйдя в отставку. Как и Левша, Платов-человек широкой русской души, он демократичен и неподкупен. Царская свита чужда ему, но и она его не жалует.
Будучи убежденным, что «мы, русские, со своим значением никуда не годимся» , царь и его брат, отдали власть в правительстве многим иностранцам. Министры-графы Кисельвроде (Нессельроде) , Клейнмихель и другие, конечно, не могли быть патриотами России, защитниками русского народа. Царь и его окружение показаны Лесковым как сила, глубоко чуждая народу. В этой стране талантливому человеку нет жизни. Его грабят, бьют, над ним зверски издеваются.
Лесков подчеркивает в облике власть имущих главное: внешнюю помпезность, глуповатость, злое ехидство, фальшь. Именно эти черты бросаются в глаза Платову и Левше. Смешон и глуповат царь Александр, без конца ахающий при виде заморских новинок и заплативший за ненужную пляшущую "нимфозорию" миллион рублей серебряными пятачками. Лесков с горечью показывает, что правительство России не может и не хочет направить великую созидательную силу русского народа на преобразование отсталой страны.
свойственные лесковским праведникам, но он еще и носитель
мировой славы России. Поэтому Левша действует в сказе в
основном не среди земляков, а за рубежом родины. Он не только
великий талант, но и патриот. Как известно, Левша весьма понравился
лондонцам, которые его уговаривали остаться в Англии, жениться на
англичанке, сулили обеспеченную жизнь.
На все это Левша отвечал решительным отказом:
"Мы к своей родине привержены.
Казак Землянухин тоже не соблазнился обеспеченной чужеземной
жизнью, хотя его там славили, водили по театрам, по званым обедам
и даже в его честь устроили заседание английского парламента.
После чего англичане просили его остаться у них, обещая ему богатую
землю, но и он от этого отказался, сказав что "покойную хижину Тихого
Дона не променяет ни на какие сокровища".
В сказе русскому человеку-творцу, неразрывно связанному с родной
землей, противостоит не только машинная, механическая культура
Европы, но и царь России и его свита.
Весь образ мыслей царя состоит в полном противоречии с образом
мыслей патриота России генерала Платова, который тщетно пытался
доказать царю, что "русские все могут сделать, но только им полезного
ученья нет".
Косой Левша в сказе не имеет имени, и даже прозвище его пишется с
маленькой буквы.
Он символ русского народа. Безымянный мастер и его товарищи
"взялись поддержать Платова и с ним всю Россию", чтобы доказать
ее непревзойденную самобытность и талантливость.
Невзрачный тульский мастеровой свободно, с чувством собственного
достоинства, беседует и с царем, и с учеными англичанами. Ему
вера в силу своей родины, глубокая убежденность в мудрости устоев
народной жизни России: "Наша русская вера-самая правильная, и как
верили наши праотцы, так же точно должны верить и питомцы".
Генерал Платов - носитель воинской доблести России, Левша -
носитель ее трудовой доблести. На них держится страна.
Они ее полномочные представители, а не цари и их свита.
Добрые, честные, самоотверженные люди, живущие не для себя,
а для родины.
Мужественный старик Платов не нажил богатства, не нажил он и
уважения от царского двора, уйдя в отставку.
Как и Левша, Платов-человек широкой русской души, он демократичен
и неподкупен. Царская свита чужда ему, но и она его не жалует.
Будучи убежденным, что «мы, русские, со своим значением никуда не
годимся» , царь и его брат, отдали власть в правительстве многим
иностранцам. Министры-графы Кисельвроде (Нессельроде) , Клейнмихель
и другие, конечно, не могли быть патриотами России, защитниками
русского народа.
Царь и его окружение показаны Лесковым как сила, глубоко чуждая
народу. В этой стране талантливому человеку нет жизни. Его грабят,
бьют, над ним зверски издеваются.
Лесков подчеркивает в облике власть имущих главное: внешнюю
помпезность, глуповатость, злое ехидство, фальшь.
Именно эти черты бросаются в глаза Платову и Левше.
Смешон и глуповат царь Александр, без конца ахающий при виде
заморских новинок и заплативший за ненужную пляшущую "нимфозорию"
миллион рублей серебряными пятачками.
Лесков с горечью показывает, что правительство России не может
и не хочет направить великую созидательную силу русского народа
на преобразование отсталой страны.