Центральная тема произведения – любовь к родине. Однако это чувство Ахматова преподносит без излишней патетики. Более того, она отметает любое проявление пафоса в этом вопросе, полагая, что от выставления чувств напоказ веет фальшью и наигранным патриотизмом.
“Родная земля” стала одним из стихотворений, созданных поэтессой ближе к завершению жизни, в 1961 году. Это время было для нее непростым — она пребывала в больнице, здоровье серьезно подводило, отношения с сыном ухудшались, обстановка в стране казалась неприятной, приходили нерадостные новости о смерти друзей и близких — все это и многое другое сказывалось на темах, которые теперь затрагивались в произведениях. Все чаще она задумывалась о конечности человеческого бытия, все чаще в ее лирике появлялись мотивы гибели. Даже сборник, в который затем вошла “Родная земля”, называется “Венок мертвым”.
появлению стихотворения и недовольство нынешними настроениями советского общества. После кончины Сталина в 1953 году начало постепенно возвращаться свободомыслие (“эпоха оттепели”), люди все чаще обращались к западным идеям и стремились уехать за границу. Сама же Анна Андреевна, несмотря на все трудности и лишения, отказалась покидать родную страну, до конца веря в лучшее. Эта искренняя, самоотверженная любовь и нашла выход в строках нового произведения.
Жанр, направление, размер
Стихотворение «Родная земля» по жанру является лирическим (показываются сильные личные эмоции), с явным гражданским пафосом (патриотизмом).
Кроме того, можно заметить некоторые признаки сонета: произведение состоит из 14 строк, которые условно разделены на три катрена (четверостишия) и дистих (двустишие). Схема рифмовки характерна для “шекспировских сонетов” — ABAB CDCD EFEF GG.
Преимущественно Ахматова творила в рамках литературного течения под названием “акмеизм”. Оно появилось в противовес символизму и опиралось на материалистичность используемых образов. Точность, конкретность, отказ от мистичности, внимание к деталям, культ природы в ее первоначальном виде, предметность — вот основные черты данного течения.
Размер: ямб (первые 8 строк), анапест (следующие 6 строк). Такой переход от мягкого ямба позволил повысить динамику стихотворения, сделать интонацию более торжественной, патетической из-за ритмичности анапеста.
Композиция
Визуально текст не имеет деления на части, но тематически можно отметить две: первая, в которой рассуждается о потребительском отношении к родной земле, и вторая, в которой говорится о том, что все же они уважают ее и любят.
Также, если придерживаться взгляда, что стихотворение написано с соблюдением канонов сонета, то оно мысленно “распадается” на четыре отдельные части: три катрена и один дистих.
Образы и символы
Безусловно, Ахматова, прежде всего, говорит о родине человека, месте, которому он изначально принадлежит. Ее воплощает обобщенный образ настоящей земли, которая находится под ногами. Ее дарами свободно распоряжаются, но за щедрость она не получает никаких благодарностей. Земля просто существует независимо от того, как к ней относятся окружающие. И все же она составляет большую ценность в жизни каждого.
Образ лирической героини — еще один, который отчетливо виден в произведении. Именно в нее Анна Андреевна вложила свои черты и мысли. В самом финале через этот образ звучит очень важная мысль: тот, кто вернулся на родину и остался здесь до конца, может по-настоящему считать ее своей.
Символов как таковых найти не получится. Во-первых, они не присущи литературному течению, которого Ахматова придерживалась. Во-вторых, они тут просто не нужны, так как взгляд поэтессы на предмет отображения очень прямой, без подтекстов и таинственности.
Темы
Центральная тема — любовь к родине. Здесь она показана не с привычной “высокой”, одухотворенной стороны, а с более человечной, реалистичной. Люди действительно мало задумываются о тех местах, где постоянно живут, не обращают внимания на окружающий их мир. Для них это что-то обыденное; бесконечный ресурс, который можно легко использовать как угодно, без всякого сожаления.
История создания
“Родная земля” стала одним из стихотворений, созданных поэтессой ближе к завершению жизни, в 1961 году. Это время было для нее непростым — она пребывала в больнице, здоровье серьезно подводило, отношения с сыном ухудшались, обстановка в стране казалась неприятной, приходили нерадостные новости о смерти друзей и близких — все это и многое другое сказывалось на темах, которые теперь затрагивались в произведениях. Все чаще она задумывалась о конечности человеческого бытия, все чаще в ее лирике появлялись мотивы гибели. Даже сборник, в который затем вошла “Родная земля”, называется “Венок мертвым”.
появлению стихотворения и недовольство нынешними настроениями советского общества. После кончины Сталина в 1953 году начало постепенно возвращаться свободомыслие (“эпоха оттепели”), люди все чаще обращались к западным идеям и стремились уехать за границу. Сама же Анна Андреевна, несмотря на все трудности и лишения, отказалась покидать родную страну, до конца веря в лучшее. Эта искренняя, самоотверженная любовь и нашла выход в строках нового произведения.
Жанр, направление, размер
Стихотворение «Родная земля» по жанру является лирическим (показываются сильные личные эмоции), с явным гражданским пафосом (патриотизмом).
Кроме того, можно заметить некоторые признаки сонета: произведение состоит из 14 строк, которые условно разделены на три катрена (четверостишия) и дистих (двустишие). Схема рифмовки характерна для “шекспировских сонетов” — ABAB CDCD EFEF GG.
Преимущественно Ахматова творила в рамках литературного течения под названием “акмеизм”. Оно появилось в противовес символизму и опиралось на материалистичность используемых образов. Точность, конкретность, отказ от мистичности, внимание к деталям, культ природы в ее первоначальном виде, предметность — вот основные черты данного течения.
Размер: ямб (первые 8 строк), анапест (следующие 6 строк). Такой переход от мягкого ямба позволил повысить динамику стихотворения, сделать интонацию более торжественной, патетической из-за ритмичности анапеста.
Композиция
Визуально текст не имеет деления на части, но тематически можно отметить две: первая, в которой рассуждается о потребительском отношении к родной земле, и вторая, в которой говорится о том, что все же они уважают ее и любят.
Также, если придерживаться взгляда, что стихотворение написано с соблюдением канонов сонета, то оно мысленно “распадается” на четыре отдельные части: три катрена и один дистих.
Образы и символы
Безусловно, Ахматова, прежде всего, говорит о родине человека, месте, которому он изначально принадлежит. Ее воплощает обобщенный образ настоящей земли, которая находится под ногами. Ее дарами свободно распоряжаются, но за щедрость она не получает никаких благодарностей. Земля просто существует независимо от того, как к ней относятся окружающие. И все же она составляет большую ценность в жизни каждого.
Образ лирической героини — еще один, который отчетливо виден в произведении. Именно в нее Анна Андреевна вложила свои черты и мысли. В самом финале через этот образ звучит очень важная мысль: тот, кто вернулся на родину и остался здесь до конца, может по-настоящему считать ее своей.
Символов как таковых найти не получится. Во-первых, они не присущи литературному течению, которого Ахматова придерживалась. Во-вторых, они тут просто не нужны, так как взгляд поэтессы на предмет отображения очень прямой, без подтекстов и таинственности.
Темы
Центральная тема — любовь к родине. Здесь она показана не с привычной “высокой”, одухотворенной стороны, а с более человечной, реалистичной. Люди действительно мало задумываются о тех местах, где постоянно живут, не обращают внимания на окружающий их мир. Для них это что-то обыденное; бесконечный ресурс, который можно легко использовать как угодно, без всякого сожаления.