Основу повести м. а. булгакова «собачье сердце» лег рискованный эксперимент. выбор такого сюжета булгаковым не случаен. все, что происходило тогда и что называлось строительством социализма, воспринималось автором “собачьего сердца” именно как эксперимент — огромный по масштабам и более чем опасный. скептично булгаков относился и к попыткам создания нового совершенного общества революционными, то есть не исключающими насилия, , к воспитанию теми же насильственными нового, свободного человека. для автора повести это было недопустимым вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными для всех, в том числе и для самих “экспериментаторов”. об этом “собачье сердце” и читателя. новаторство же повести “собачье сердце” не только в сатирическом и юмористическом мастерстве булгакова, но и в сложной философской концепции этого произведения. по мнению автора “собачьего сердца”, человечество оказывается бессильным в борьбе с темными инстинктами, просыпающимися в людях. трагедия заключалась в том, что в жизни шариковы быстро расплодились. и уж они, говоря словами полиграфа полиграфыча, “душили-душили” таким образом, мы понимаем, что булгаков в повести “собачье сердце” с огромной впечатляющей силой, в своей излюбленной манере гротеска и юмора поставил вопрос о власти темных инстинктов в жизни человека. его сатира в адрес шариковых, швондеров, климов чугункиных достигала высшей степени мастерства и выразительности. симпатии булгакова на стороне преображенского. но веры в то, что темные инстинкты в жизни людей можно изжить то ли с науки, то ли с всеобщего усилия коллектива, — веры этой у писателя нет. можно сказать, что повесть окрашена в пессимистические тона. булгаков м. а. защищал общечеловеческие идеалы, клеймил пороки, которые, к сожалению, не изжиты до сих пор..