Любая война со временем становится историей. Но так ли это? Ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время – значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время. Россия и русский народ пережили на своем веку множество воин. О каждой из них со скрупулезной точностью рассказывают историки, а писатели и поэты увидеть страдание и слезы, предательство и преданность, счастье и горе.
Когда речь заходит о 1812 годе, о Бородинской битве, мы вспоминаем стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». Лермонтов рассказал о стойкости, верности, силе духа русских в Отечественной войне.
Лермонтов родился в год, когда последние русские полки возвращались из Франции. Все вокруг с детских лет говорило Лермонтову об Отечественной войне, все напоминало о бородинской победе: и еще не отстроенная Москва; пушки, отбитые у неприятеля; грудь ветерана, увешенная крестами; рассказы множества очевидцев. Мальчик рос среди воспоминаний об Отечественной войне, прежде всего своего отца, капитана в отставке, который в 1812г вступил в народное ополчение, двоюродного деда, генерала Никиты Арсеньева. Все происходящее не могло не отразиться в творчестве поэта. полемических целях.
«Бородино» - первое произведение, напечатанное с его подписью и с его ведома. Оно принесло известность поэту.
Что же так привлекало внимание читателя и критиков?
Впервые в русской поэзии появилось стихотворение, в котором повествование о великом событии ведет рядовой участник сражения, солдат, и он же дает ему историческую оценку.
Обратимся к содержанию.
В стихотворении нет ни одного имени – ни царя, ни полководцев, только один безымянный «полковник-хват». Бородинская битва описана «изнутри», самая гуща боя изображена простым человеком – героем и двигателем истории, вершителем судеб России и Европы.
Обычным разговорным языком человек уже не молодой – «дядя» начинает по порядку излагать события великого дня, попутно давая им простую, житейскую оценку:
Ну, ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи
И все: на наш редут
* * *Несомненно, передавая восприятие солдата, лермонтовский герой и говорит языком солдата. Старый солдат не использует метафор – только точные, конкретные сравнения:
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролететь мешала
Гора кровавых тел."Сам рассказчик нигде не называет себя артиллеристом, его военная специальность определяется контекстом («Забил снаряд я в пушку туго»).
Предположительно, рассказчик находился на батарее генерала Н.Н. Раевского. Но почему Лермонтов, сам кавалерист, великолепный наездник, делает героем-рассказчиком артиллериста и решающее значение предает рукопашной (»Чужие изорвать мундиры о русские штыки»)? Это можно объяснить тем, что Лермонтов изображает не просто свидетеля, участника событий, а война, который держит оборону, готов постоять «головою за Родину свою». Своих товарищей он называет богатырями, на которых можно обратиться в трудную годину:
Да, были люди в наше время
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Русский человек в героический момент своей жизни опирается на православно-христианскую святыню:
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!
Вторгшийся в Россию враг горд, самоуверен, надменен. Напротив, защитник Отечества скромен, будет молиться перед выступлением в поход:
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
Солдаты идут в бой за Родину, повинуясь нравственному закону: «Как наши братья умирали!» и приносят победу:
Что тут хитрить к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За Родину свою!
Любовь к Родине русского человека – выстраданное чувство, за которое заплачено самой дорогой ценой, жизнями тысяч и тысяч соотечественников.
В стихотворении «Бородино» воплощены авторские представления об эпохе 1812г и ее героях. Современное поколение, по мнению автора, не на подвиги, утратило духовную связь с народом. От имени поколений в поэме говорит старый солдат: он выступает и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Не случайно в стихотворении звучит местоимение «мы» - так Лермонтов передает важнейшее свойство русской национальной психологии: личность существует не сама по себе, а в слиянии с другими. Герой «Бородино» - участник отечественной, общенародной, настоящей войны. Он сильный, гордый, смелый, он – русский человек.Вкладывая рассказ о Бородинском сражении в уста простого солдата, поэт придает изображаемым событиям достоверность и оценивает их с народной точки зрении. Победа в войне 1812 г – заслуга русского народа. Патриотизм - сила, консолидирующая все слои общества. Народная идея стихотворения находит свое воплощение в языке и стиле: в «Бородино» соединились элементы сказа, , оды, лирического монолога.
Мне хочется рассказать, каким я представляю молодого солдата — молодой, улыбчивый, внимательный, искренний, добродушный. Его волнует нашей Родины...» ; «Старый, бывалый солдат — у него на лице шрамы, следы сражений, у него задумчивое, немного усталое выражение лица. Он добрый, но и сильный, удалой, как и много лет тому назад...» ; «Старый солдат, пожилой человек, уставший от войны, в которой ему пришлось участвовать, до сих пор он помнит все, что было когда-то, — и полковника, и солдат, его товарищей, и жестокий бой, в котором он участвовал, и погибших товарищей... »
Любая война со временем становится историей. Но так ли это? Ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время – значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время. Россия и русский народ пережили на своем веку множество воин. О каждой из них со скрупулезной точностью рассказывают историки, а писатели и поэты увидеть страдание и слезы, предательство и преданность, счастье и горе.
Когда речь заходит о 1812 годе, о Бородинской битве, мы вспоминаем стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». Лермонтов рассказал о стойкости, верности, силе духа русских в Отечественной войне.
Лермонтов родился в год, когда последние русские полки возвращались из Франции. Все вокруг с детских лет говорило Лермонтову об Отечественной войне, все напоминало о бородинской победе: и еще не отстроенная Москва; пушки, отбитые у неприятеля; грудь ветерана, увешенная крестами; рассказы множества очевидцев. Мальчик рос среди воспоминаний об Отечественной войне, прежде всего своего отца, капитана в отставке, который в 1812г вступил в народное ополчение, двоюродного деда, генерала Никиты Арсеньева. Все происходящее не могло не отразиться в творчестве поэта. полемических целях.
«Бородино» - первое произведение, напечатанное с его подписью и с его ведома. Оно принесло известность поэту.
Что же так привлекало внимание читателя и критиков?
Впервые в русской поэзии появилось стихотворение, в котором повествование о великом событии ведет рядовой участник сражения, солдат, и он же дает ему историческую оценку.
Обратимся к содержанию.
В стихотворении нет ни одного имени – ни царя, ни полководцев, только один безымянный «полковник-хват». Бородинская битва описана «изнутри», самая гуща боя изображена простым человеком – героем и двигателем истории, вершителем судеб России и Европы.
Обычным разговорным языком человек уже не молодой – «дядя» начинает по порядку излагать события великого дня, попутно давая им простую, житейскую оценку:
Ну, ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи
И все: на наш редут
* * *Несомненно, передавая восприятие солдата, лермонтовский герой и говорит языком солдата. Старый солдат не использует метафор – только точные, конкретные сравнения:
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролететь мешала
Гора кровавых тел."Сам рассказчик нигде не называет себя артиллеристом, его военная специальность определяется контекстом («Забил снаряд я в пушку туго»).
Предположительно, рассказчик находился на батарее генерала Н.Н. Раевского. Но почему Лермонтов, сам кавалерист, великолепный наездник, делает героем-рассказчиком артиллериста и решающее значение предает рукопашной (»Чужие изорвать мундиры о русские штыки»)? Это можно объяснить тем, что Лермонтов изображает не просто свидетеля, участника событий, а война, который держит оборону, готов постоять «головою за Родину свою». Своих товарищей он называет богатырями, на которых можно обратиться в трудную годину:
Да, были люди в наше время
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Русский человек в героический момент своей жизни опирается на православно-христианскую святыню:
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!
Вторгшийся в Россию враг горд, самоуверен, надменен. Напротив, защитник Отечества скромен, будет молиться перед выступлением в поход:
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
Солдаты идут в бой за Родину, повинуясь нравственному закону: «Как наши братья умирали!» и приносят победу:
Что тут хитрить к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За Родину свою!
Любовь к Родине русского человека – выстраданное чувство, за которое заплачено самой дорогой ценой, жизнями тысяч и тысяч соотечественников.
В стихотворении «Бородино» воплощены авторские представления об эпохе 1812г и ее героях. Современное поколение, по мнению автора, не на подвиги, утратило духовную связь с народом. От имени поколений в поэме говорит старый солдат: он выступает и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Не случайно в стихотворении звучит местоимение «мы» - так Лермонтов передает важнейшее свойство русской национальной психологии: личность существует не сама по себе, а в слиянии с другими. Герой «Бородино» - участник отечественной, общенародной, настоящей войны. Он сильный, гордый, смелый, он – русский человек.Вкладывая рассказ о Бородинском сражении в уста простого солдата, поэт придает изображаемым событиям достоверность и оценивает их с народной точки зрении. Победа в войне 1812 г – заслуга русского народа. Патриотизм - сила, консолидирующая все слои общества. Народная идея стихотворения находит свое воплощение в языке и стиле: в «Бородино» соединились элементы сказа, , оды, лирического монолога.