Однажды мне предложили написать небольшое рассуждение на вынесенную в заглавие тему. Как только я начал думать о том, что можно по этому поводу написать, то сразу вспомнил о критическом отношении к искусству Платона. Да, великий греческий философ не особо одобрял искусство и предпочитал ему математику. Ведь, в соответствие с концепцией Платона, наш мир - отражение более высокого мира идей, а поскольку искусство воспроизводит наш мир, то выходит, что оно всего лишь «тень с тени». В тоже время, искусство существовало всегда. Несмотря на то, что людей во все времена преследовали бедствия и катастрофы, мастера не переставали творить, а ценители – восхищаться шедеврами. Таким образом, человеческая потребность создавать такие произведения и наслаждаться ими – неизменна.
Возникает вопрос о том, что лежит в основе этой потребности. С авторами все вроде бы понятно. У них есть дар, и они будут счастливы, только если используют его, если пламя их вдохновения выплеснется наружу, т.е. их талант не будет «зарыт в землю».
Но почему люди, не являющиеся авторами, стремятся увидеть и прочувствовать произведения искусства? Что побуждает их к этому?
Конечно, у каждого человека своя мотивация. Это могут быть и простое любопытство, и желание ощутить свою значимость, и стремление пообщаться.
Однако есть люди, которых влечет в галереи и музеи что-то другое. Как мне кажется, к таким людям отношусь и я сам.
Что же влечет нас туда? Быть может, великие мастера обладали иррациональной магической силой, и она, передавшись их творениям, притягивает нас, словно магнит? А может быть, так мы хотим утолить нашу «жажду жизни», увидеть то, что не успели увидеть, почувствовать то, что еще не почувствовали, понять то, что пока не поняли?
При этом обычный критерий оценки нами произведений искусства – их правдивость, т.е. соответствие реальной жизни. Мы оценим картину, если мастер достоверно написал натуру; игру актера, если он правдоподобно изобразил чувство или эмоцию. Когда же речь идет о необычном (в т.ч. абстрактном) искусстве, то оно будет иметь значение, если автор нашел смелость отбросить привычные стереотипы и в итоге обрел собственный стиль.
Но зачем нам это нужно? Почему нам важно увидеть, что кто-то смог все это хорошо и правдиво сделать? Ведь нельзя не согласиться с Платоном в том, что мы можем увидеть многое, что изображено в искусстве, «вживую». Зачем же нам требуются суррогаты, «тени с теней»?
Мне кажется, причина заключается в следующем. Когда мы видим настоящие (то есть талантливые и отвечающие критериям правдивости и (или) художественной оригинальности) произведения искусства, мы, не всегда осознавая это, убеждаемся, что человек действительно создать нечто великое и, не побоюсь этого слова – вечное. Мы хотим верить в это потому, что в нас самих, иногда где-то очень глубоко, «за семью печатями», таится желание сделать что-то подобное - истинное, бессмертное, необязательно в искусстве, в любой сфере жизни. Эта мечта дремлет в наших душах, как Спящая красавица, и для ее пробуждения требуется что-то похожее на поцелуй, настолько же простое и настолько же волшебное. Например, шедевр великого мастера.
Поэтому произведения искусства – словно маяки во тьме времен, дающие нам надежду на бессмертие, и силы, чтобы сделать шаги от «суеты сует» к вечности. А еще, их можно сравнить со светом давно погасших звезд, который, за счет далеких расстояний, продолжает озарять мрак, когда самих звезд уже давно нет. Однако есть одно отличие. Свет погасшей звезды неизбежно рано или поздно погаснет. Свет же великих мастеров искусства, запечатленный в их шедеврах, смею надеться, останется с нами навсегда.
Ведь рукописи, как известно, не горят!
Вопросы
1. как вы думаете считает,что люди стремятся увидеть и прочувствовать произведение искусства
2 почему по мнению автора, нас влечёт к искусству
3. согласны ли вы мнением автора?
4 как определяет автоп что такое произведение искусства