Глава 1 Вторая часть эпилога «Войны и мира» начинается с рассуждений автора о том, как историки изучают жизнь народов и отдельного человека. Толстой осуждает историков, считающих, что «народы руководятся единичными людьми» и что «существует известная цель, к которой движутся народы и человечество».
Главы 2-3 Мысли автора о силе, управляющей народами и создающей исторические события. Толстой не согласен с историками, которые принимают эту силу как власть, присущую героям.
Главы 4-5 Размышления автора о назначении власти, ее рассмотрении как совокупности воли масс. Толстой пишет, что жизнь всего народа не может поместиться в жизнеописание нескольких отдельных лиц, а власть этих лиц не может стать причиной исторических событий.
Глава 6 Мысли Толстого о том, как приказы влияют на исторические события. Автором приведена иллюстрация распространения приказов в военной иерархии, в которой «приказывающие принимают наименьшее участие в самом событии», так как их деятельность ограничивается исключительно «приказыванием».
Глава 7 Рассуждения автора о связи исторических лиц с человеческими массами. Именно человеческие массы, по мнению Толстого, являются основной движущей силой исторических событий.
Главы 8-10 Толстой пишет, что воля человека зависит от его характера и мотивов. Автор размышляет и пишет, что не бывает абсолютной свободы или необходимости, они всегда существуют вместе.
Глава 11 Толстой говорит, что история должна перестать искать частные причины событий, сосредоточившись на поиске общего закона, который движет историей человечества.
Глава 12 Автор считает, что при рассмотрении исторических событий «необходимо отказаться от несуществующей свободы и признать не ощущаемую нами зависимость».
Глава 1
Вторая часть эпилога «Войны и мира» начинается с рассуждений автора о том, как историки изучают жизнь народов и отдельного человека. Толстой осуждает историков, считающих, что «народы руководятся единичными людьми» и что «существует известная цель, к которой движутся народы и человечество».
Главы 2-3
Мысли автора о силе, управляющей народами и создающей исторические события. Толстой не согласен с историками, которые принимают эту силу как власть, присущую героям.
Главы 4-5
Размышления автора о назначении власти, ее рассмотрении как совокупности воли масс. Толстой пишет, что жизнь всего народа не может поместиться в жизнеописание нескольких отдельных лиц, а власть этих лиц не может стать причиной исторических событий.
Глава 6
Мысли Толстого о том, как приказы влияют на исторические события. Автором приведена иллюстрация распространения приказов в военной иерархии, в которой «приказывающие принимают наименьшее участие в самом событии», так как их деятельность ограничивается исключительно «приказыванием».
Глава 7
Рассуждения автора о связи исторических лиц с человеческими массами. Именно человеческие массы, по мнению Толстого, являются основной движущей силой исторических событий.
Главы 8-10
Толстой пишет, что воля человека зависит от его характера и мотивов.
Автор размышляет и пишет, что не бывает абсолютной свободы или необходимости, они всегда существуют вместе.
Глава 11
Толстой говорит, что история должна перестать искать частные причины событий, сосредоточившись на поиске общего закона, который движет историей человечества.
Глава 12
Автор считает, что при рассмотрении исторических событий «необходимо отказаться от несуществующей свободы и признать не ощущаемую нами зависимость».