Очем заставил задуматься отрывок?
в природе рождается человек, и потому мы часто говорим: мать-природа. в природе человек умирает от нападения на него видимых и невидимых врагов. значит, природа человеку и мать, и злая мачеха.
с этого начались все наши сказки.
у края дороги, среди лиловых колокольчиков цвел кустик мяты. я хотел сорвать цветок и понюхать, но небольшая бабочка, сложив крылышки, сидела на цветах. не хотелось расстраивать бабочку из-за своего удовольствия, и я решил подождать немного и стал записывать, стоя у цветка, одну свою мысль в книжку.
вышло так, что я забыл о бабочке и долго писал, а когда кончил, опомнился – оказалось, что бабочка все сидела на цветке мяты в том же положении.
но так не бывает! – и чуть-чуть кончиком ноги я толкнул стебелек мяты. бабочка сильно качнулась, но все-таки не слетела. неужели она умерла на цветке?
осторожно я взял бабочку за сложенные крылышки. бабочка не рвалась, не билась в пальцах, не двигала усиками. она была мертва.
а когда я стал ее тянуть с цветка, вместе с ней оттянулся скрытый в цветке светло-желтый паук с большим зеленоватым шариком. он всеми своими ножками обнимал брюшко бабочки и высасывал ее. а мимо проходили дачники и говорили: «какая природа, какой день, какой воздух, какая гармония! »
не ясно ли, что природа никак не гармонична, но в душе человека рождается чувство гармонии, радости, счастья.
в природе то, что у человека считается постыдным, борьба за существование, пол, бешеная злоба и все прочие прелести бытия – обнажены. спрашивается, почему же мы, входя в природу, чувствуем радость?
мы в природе соприкасаемся с творчеством жизни и соучаствуем в нем, присоединяя к природе прирожденное нам чувство гармонии. все это – какое-то чистое и единственное человеческое чувство и мысль, соприкасаясь с природой, – вспыхивает, оживает; сам человек встает весь – происходит какое-то восстановление нарушенной гармонии.