Б.Л.Пастернак. Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочащая слякоть Весною черною горит. Достать пролетку. За шесть гривен Чрез благовест, чрез клик колес Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез. Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. 1912
Это стихотворение написано молодым поэтом. В нем чувствуется неуемная энергия Пастернака, осознание своего дара и стремление пользоваться богатством поэтического языка в описании всего происходящего.
Так, слякоть февраля и черные пятна проталин под моросью дождя и крепнущего солнца вызывают ассоциации с чернилами и слезами и порождают желание тут же взяться за и пресловутые чернила, источая всамоделишные слезы и восхищенно трепеща от восторга перед творимым природой круговоротом перемен.
Любопытство толкает поэта и его лирического героя посмотреть, что будет дальше, есть ли разница в появлении примет за городом, как там чувствуется дыхание весны? Он в нетерпении готов перелететь не только расстояние, но и время. Пасхальным благовестом звучит для него клик колес, переносящих его туда (пролетая километры к югу или недели к весне?), где уже в полную силу шумят живительные весенние дожди, чернильно-черные грачи и галки галдят и заботятся о потомстве.
Пастернак стремится запечатлеть каждые случайно замеченные штрихи, чтобы полученные впечатления легли в основу стихов и показали читателю мощь, красоту и величие природы.
Главная тема ""Февраль. Достать чернил и плакать..."-это бушующие чувства распускающейся природы,когда начинается творческий подъём,эмоции захлёстывают,чувства переполняют и нельзя не писать "навзрыд".Такие чувства тонкие натуры,связанные с природой и "вдыхающие" её полной грудью,испытывают весной,когда всё расцветает,после зимней спячки.Первоначально, Пастернак не озаглавил стихотворение,так как несоответствие бури эмоций и зимнего месяца февраля,как минимум, нелогично,а озаглавить "плач или навзрыд " пробуждение природной стихии,было бы выражением совсем других чувств.Публикация первого стихотворения поэта состоялась весной 1913 года,в сборнике "Лирика",вместе с другими молодыми и неизвестными поэтами.Февраль в 13 году,соответствовал марту,по современному календарю,Россия перешла лишь в 1918 году на "новый стиль".Этим и объясняется несоответствие чувств поэта,удивительно тонко воспринимающего природу,с задержавшимся на две недели календарным февралём и уже наступившей весной.Позднее,в 1928 году, Пастернак включил это стихотворение в свой сборник ,изменив немного содержание,но не стал озаглавливать,так и оставил февральскую бурю чувств,знаменитую первой строкой "Февраль. Достать чернил и плакать!" Позиция автора выражена метафорическим сопоставлением единства природы с чувствами лирического героя,слиянием человека с окружающим миром,единым целым.Средства выразительности соответствуют перехлёсту чувств поэта,слагать стихи по зову души.
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочащая слякоть
Весною черною горит. Достать пролетку. За шесть гривен
Чрез благовест, чрез клик колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез. Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей. Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд. 1912
Это стихотворение написано молодым поэтом. В нем чувствуется неуемная энергия Пастернака, осознание своего дара и стремление пользоваться богатством поэтического языка в описании всего происходящего.
Так, слякоть февраля и черные пятна проталин под моросью дождя и крепнущего солнца вызывают ассоциации с чернилами и слезами и порождают желание тут же взяться за и пресловутые чернила, источая всамоделишные слезы и восхищенно трепеща от восторга перед творимым природой круговоротом перемен.
Любопытство толкает поэта и его лирического героя посмотреть, что будет дальше, есть ли разница в появлении примет за городом, как там чувствуется дыхание весны? Он в нетерпении готов перелететь не только расстояние, но и время. Пасхальным благовестом звучит для него клик колес, переносящих его туда (пролетая километры к югу или недели к весне?), где уже в полную силу шумят живительные весенние дожди, чернильно-черные грачи и галки галдят и заботятся о потомстве.
Пастернак стремится запечатлеть каждые случайно замеченные штрихи, чтобы полученные впечатления легли в основу стихов и показали читателю мощь, красоту и величие природы.
Позиция автора выражена метафорическим сопоставлением единства природы с чувствами лирического героя,слиянием человека с окружающим миром,единым целым.Средства выразительности соответствуют перехлёсту чувств поэта,слагать стихи по зову души.