тема родины относится к числу вечных в поэзии. к ней обращались художники слова во все времена. но в творчестве а. блока эта тема обретает особое звучание. ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: «мы - дети страшных лет россии». предчувствие «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей» отбрасывало особый отблеск на любовь а. блока к россии, делало ее противоречивой и обостренной.
в ранней поэзии а. блока тема россии не звучит как самостоятельная. но все события его духовной жизни проходят на фоне пейзажа. например, в стихотворении 1901 года «видно, дни золотые »:
видно, дни золотые пришли.
все деревья стоят как в сиянье.
ночью холодом веет с земли;
утром белая церковь вдали
и близка и ясна очертаньем.
героиня блоковских стихов ранних лет обретает черты сказочной царевны из сказок, жилище ее - заколдованный терем, а герой- царевич, князь, жених. поэзию а. блока этих лет пронизывают.< i образы культуры, нередко в их романтическом облике, например в стихотворении «ночь на новый год», возникает образ светланы, героини в. жуковского. мир ранней поэзии а. блока - это мир прекрасной мечты, и этой прекрасной мечтой окутан образ россии.
к постижению родины подлинной, далекой от чарующей сказки, поэт шел через мотивы страшного мира. именно в этот страшный мир попадает блоковский герой, уйдя от прекрасной , выйдя из заповедного сада своих ранних стихов в страшный мир природы, где звезды и зори сменяет мир мхов, болот с хромыми лягушками, ржавых кочек и пней. населяют эту природу диковинные существа: колдуны и косматые ведьмы, «твари весенние», чертенята, «больная русалка». не менее страшен и облик людей, обитающих в этом мире: это герои зловещего , носители «всемирной пошлости», живые мертвецы, как, например, в цикле стихов «пляски смерти». наиболее известное стихотворение этого цикла - «ночь, улица, фонарь, », в котором самой композицией подчеркнута полная безысходность, замкнутость жизни в страшный круг. однако страшный мир - это не только мир вокруг поэта, это и мир в нем самом.
так, в самом своем известном стихотворении «незнакомка», надолго ставшем символом поэзии а. блока, лирический герой принадлежит двум мирам: миру мечты, поэзии, где все окутано дымкой тайны, а поэт - хранитель этой тайны. но он же не отделяет себя и от низменного, пошлого мира «испытанных остряков», бездушной и мертвенной природы, в которой самое поэтичное ее явление - луна на небе - превращается в мертвый диск. недаром заканчивается стихотворение возвращением лирического героя от мечты к реальности.
страшный мир, созданный а. блоком, - это тоже россия, и высшее мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть и принять, полюбить свою страну даже в таком неприглядном обличье.
сам а. блок предельно открыто выразил эту свою любовь-ненависть в стихотворении «грешить бесстыдно, », написанном в 1914 году. в нем возникает крайне отвратительный.
безмерно отталкивающий облик человека бездуховного, лавочника, вся жизнь которого - это беспробудный сон духа, даже покаяние его лишь минутно. подавая грошик в церкви, он тут же, вернувшись, обманывает на этот грош своего ближнего. моментами стихотворение звучит почти как сатира. герой его обретает черты символические. и тем неожиданнее и сильнее звучит финал стихотворения:
да, и такой, моя россия,
ты всех краев дороже мне.
одним из первых непосредственных обращений а. блока к теме россии как к самостоятельной стало его стихотворение 1906 года «русь». страна предстает в этом стихотворении как заповедная, сказочная. таково само ее пространство:
русь опоясана реками
и дебрями окружена
с болотами и журавлями,
и с мутным взором
россия в этом произведении как бы спящее заколдованное царство, я лирический герой проникается ее тайной, его живая душа погружена в дремоту. русь убаюкала ее на своих просторах. итогом размышлений а. блока о судьбе своей страны стал цикл стихов «родина», который создавался с 1907 по 1916 годы. к самым различным аспектам сложной и драматической темы обращается поэт в этом цикле. здесь и размышления о руси как о заповедной стране, чья хозяйка - сказочная княжна, которую отличает традиционный облик красавицы, статной, с косой. символом этой страны становится тихий дом в густой траве, покинутый героем ради тревог и битв,
тема родины относится к числу вечных в поэзии. к ней обращались художники слова во все времена. но в творчестве а. блока эта тема обретает особое звучание. ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: «мы - дети страшных лет россии». предчувствие «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей» отбрасывало особый отблеск на любовь а. блока к россии, делало ее противоречивой и обостренной.
в ранней поэзии а. блока тема россии не звучит как самостоятельная. но все события его духовной жизни проходят на фоне пейзажа. например, в стихотворении 1901 года «видно, дни золотые »:
видно, дни золотые пришли.
все деревья стоят как в сиянье.
ночью холодом веет с земли;
утром белая церковь вдали
и близка и ясна очертаньем.
героиня блоковских стихов ранних лет обретает черты сказочной царевны из сказок, жилище ее - заколдованный терем, а герой- царевич, князь, жених. поэзию а. блока этих лет пронизывают.< i образы культуры, нередко в их романтическом облике, например в стихотворении «ночь на новый год», возникает образ светланы, героини в. жуковского. мир ранней поэзии а. блока - это мир прекрасной мечты, и этой прекрасной мечтой окутан образ россии.
к постижению родины подлинной, далекой от чарующей сказки, поэт шел через мотивы страшного мира. именно в этот страшный мир попадает блоковский герой, уйдя от прекрасной , выйдя из заповедного сада своих ранних стихов в страшный мир природы, где звезды и зори сменяет мир мхов, болот с хромыми лягушками, ржавых кочек и пней. населяют эту природу диковинные существа: колдуны и косматые ведьмы, «твари весенние», чертенята, «больная русалка». не менее страшен и облик людей, обитающих в этом мире: это герои зловещего , носители «всемирной пошлости», живые мертвецы, как, например, в цикле стихов «пляски смерти». наиболее известное стихотворение этого цикла - «ночь, улица, фонарь, », в котором самой композицией подчеркнута полная безысходность, замкнутость жизни в страшный круг. однако страшный мир - это не только мир вокруг поэта, это и мир в нем самом.
так, в самом своем известном стихотворении «незнакомка», надолго ставшем символом поэзии а. блока, лирический герой принадлежит двум мирам: миру мечты, поэзии, где все окутано дымкой тайны, а поэт - хранитель этой тайны. но он же не отделяет себя и от низменного, пошлого мира «испытанных остряков», бездушной и мертвенной природы, в которой самое поэтичное ее явление - луна на небе - превращается в мертвый диск. недаром заканчивается стихотворение возвращением лирического героя от мечты к реальности.
страшный мир, созданный а. блоком, - это тоже россия, и высшее мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть и принять, полюбить свою страну даже в таком неприглядном обличье.
сам а. блок предельно открыто выразил эту свою любовь-ненависть в стихотворении «грешить бесстыдно, », написанном в 1914 году. в нем возникает крайне отвратительный.
безмерно отталкивающий облик человека бездуховного, лавочника, вся жизнь которого - это беспробудный сон духа, даже покаяние его лишь минутно. подавая грошик в церкви, он тут же, вернувшись, обманывает на этот грош своего ближнего. моментами стихотворение звучит почти как сатира. герой его обретает черты символические. и тем неожиданнее и сильнее звучит финал стихотворения:
да, и такой, моя россия,
ты всех краев дороже мне.
одним из первых непосредственных обращений а. блока к теме россии как к самостоятельной стало его стихотворение 1906 года «русь». страна предстает в этом стихотворении как заповедная, сказочная. таково само ее пространство:
русь опоясана реками
и дебрями окружена
с болотами и журавлями,
и с мутным взором
россия в этом произведении как бы спящее заколдованное царство, я лирический герой проникается ее тайной, его живая душа погружена в дремоту. русь убаюкала ее на своих просторах. итогом размышлений а. блока о судьбе своей страны стал цикл стихов «родина», который создавался с 1907 по 1916 годы. к самым различным аспектам сложной и драматической темы обращается поэт в этом цикле. здесь и размышления о руси как о заповедной стране, чья хозяйка - сказочная княжна, которую отличает традиционный облик красавицы, статной, с косой. символом этой страны становится тихий дом в густой траве, покинутый героем ради тревог и битв,