Кутузов в изображении Толстого сочетает в себе историческое величие и народную простоту. Писатель называет его старым человеком», которому трудно взобраться на коня. Он слаб телом, но не духом. Делая вывод о деятельности Кутузова, Толстой пишет: «...действия его - все без малейшего отступления, все направлены к одной и той же цели, состоящей в трех делах: 1. напрячь все свои силы для столкновения с французами 2. победить их и 3. изгнать из России, облегчая, насколько возможно, бедствия народа и войска». Наполеон в романе агрессор, претендующий на мировое господство, а главная его черта — актерство, черта человека, вообразившего себя властелином мира. Вспомните, как перед входом в Москву Наполеон ждет депутацию бояр, но когда они не появились, «император... своим актерским чутьем чувствуя, что величественная минута продолжалась слишком долго, начинает терять свою величественность, подал рукою знак». (3 т., 3 ч., 19 гл.) Об итоге деятельности Наполеона Толстой пишет: Последняя роль сыграна. Актеру велено раздеться и смыть сурьму и румяна: он больше не понадобится». Изображая полководческую деятельность Наполеона, Толстой выступает против культа личности в истории. Критика Наполеона основана на убеждении в том, что историю делают массы. Величие Наполеона было результатом сцепления ряда исторических обстоятельств и признавалось до тех пор, пока против него не встал народ России. Как ни старался Наполеон, он ничего уже не мог сделать. Сражение «шло независимо от него, по воле сотен тысяч людей, участвующих в общем деле». Толстой пишет: «Наполеон, представлявшийся нам руководителем всего этого движения... во все это время был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит». Образ Кутузова выстроен Толстым в соответствии с утверждением: «...дело войны шло никогда не совпадая с тем, что придумывали люди, а вытекая из сущности отношения масс».
Кутузов в изображении Толстого сочетает в себе историческое величие и народную простоту. Писатель называет его старым человеком», которому трудно взобраться на коня. Он слаб телом, но не духом. Делая вывод о деятельности Кутузова, Толстой пишет: «...действия его - все без малейшего отступления, все направлены к одной и той же цели, состоящей в трех делах:
1. напрячь все свои силы для столкновения с французами
2. победить их и
3. изгнать из России, облегчая, насколько возможно, бедствия народа и войска».
Наполеон в романе агрессор, претендующий на мировое господство, а главная его черта — актерство, черта человека, вообразившего себя властелином мира. Вспомните, как перед входом в Москву Наполеон ждет депутацию бояр, но когда они не появились, «император... своим актерским чутьем чувствуя, что величественная минута продолжалась слишком долго, начинает терять свою величественность, подал рукою знак». (3 т., 3 ч., 19 гл.) Об итоге деятельности Наполеона Толстой пишет: Последняя роль сыграна. Актеру велено раздеться и смыть сурьму и румяна: он больше не понадобится». Изображая полководческую деятельность Наполеона, Толстой выступает против культа личности в истории. Критика Наполеона основана на убеждении в том, что историю делают массы. Величие Наполеона было результатом сцепления ряда исторических обстоятельств и признавалось до тех пор, пока против него не встал народ России. Как ни старался Наполеон, он ничего уже не мог сделать. Сражение «шло независимо от него, по воле сотен тысяч людей, участвующих в общем деле». Толстой пишет: «Наполеон, представлявшийся нам руководителем всего этого движения... во все это время был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит».
Образ Кутузова выстроен Толстым в соответствии с утверждением: «...дело войны шло никогда не совпадая с тем, что придумывали люди, а вытекая из сущности отношения масс».