Что такое власть? Почему на протяжении многих и многих веков происходит борьба между людьми за право обладать ею, и в процессе этой борьбы часто на алтарь приносят в жертву десятки, сотни, тысячи жизней и иной раз даже свою собственную? Оптимальным, с нашей точки зрения, является определение, данное в «Философском словаре»: «Власть – это сила, оказывающая воздействие на тело, душу и ум, пронизывающая их, подчиняющая другого закону своей воли» 1 . Власть получает видный представитель народа, и тут невольно вспоминает мудрая народная поговорка, которая звучит так: «Из народа, как из дерева, может получиться и дубинка, Ход исторических событий и жизнь целого государства, целого народа во многом зависит от личности того, кто этим государством правит. А. К. Толстого тоже интересовала тема сильной личности, наделенной огромной властью. Власть – страшное и тяжкое испытание, которое выдерживают немногие. Осознание человеком того, что ему все дозволено – и казнить и миловать – накладывает определенный отпечаток на его характер, ломает и коверкает его нравственные критерии, его психологическое состояние.Прекрасное сравнение нашел А.К.Толстой для того, чтобы показать происходящие роковые изменения во внутреннем и внешнем облике Иоанна: он сравнивает его со сгоревшим зданием. Вроде бы и видно, что когда-то это было величественное строение, но уже все покрыто мраком разрушения и в покоях «поселилось недоброе». С годами это «недоброе» становится властелином Иоанна, оно подчиняет его себе, заставляет выказывать самые отвратительные черты властной и жестокой натуры. Подчиняя себе разум царя, это «недоброе» заставляет его быть подозрительным, недоверчивым, видеть в окружающих только врагов и завистников, жаждущих его погибели. Ярко и страшно проявляется жестокая натура царя на великом пире, на котором гуляют семьсот человек. С одной стороны, А. К. Толстой показывает ту потрясающую роскошь и богатство, в котором живет Иоанн. Так, например, он подробно описывает смену многочисленных блюд, одним своим экзотическим видом потрясающих воображение: «Уже более четырех часов продолжалось веселье, а стол был только во полустоле. Отличились в этот день царские повара. Особенное удивление возбуждали исполинские рыбы, пойманные в студеном море и присланные в Слободу из Соловецкого монастыря. Их привезли живых, в огромных бочках; путешествие продолжалось несколько недель. Рыбы эти едва умещались на серебряных и золотых тазах, которые вносили в столовую несколько человек разом. Затейливое искусство поваров выказалось тут в полном блеске. Осетры и шевриги были так надрезаны, так посажены на блюда, что походили на петухов с простертыми крыльями, на крылатых змиев с разверстыми пастями» (С.59). За время пира прислуга несколько раз меняла платье и один их наряд был лучше другого. Вроде бы все прекрасно. Богатство стола, льющиеся драгоценные вина, роскошные одежды присутствующих гостей – вроде бы все это говорило о благоденствии в государстве, о единении и «дружном весели». Однако, сидя на пиру у Грозного, каждый гость был внутренне