Отметив в душе Бориса Годунова главную черту – «честолюбие», Пушкин, следуя за драматургами-романтиками, не ограничился этой одной чертой, он дал всестороннее освещение его души, обрисовав его, как человека вообще и как правителя.
Борис, как человек истинно-драматическое лицо, потому что доброе и злое просто и правдиво перемешались в его сердце: он не односторонний псевдоклассический злодей, и не романтический, с присущей ему красивой позой, он просто несчастный человек, которого только страсть и случай толкнули на преступление. Он возбуждает в нас жалость потому, что в нем много доброго: с того дня, как он совершил преступление, совесть его мучит; эта страшная душевная борьба свидетельствует о неиспорченности его натуры, о том, что преступление свое он искупает в течение многих лет... И этот медленный мучительный самосуд обезоруживает всякого, кто хотел бы строго отнестись к Годунову, как к преступнику. Кроме того, всякого подкупает сердечность его в отношениях к народу, к своей семье.
Борис Годуов
Борис Годунов
Борис как правитель
Безразличными, в моральном отношении, но, во всяком случае, подкупающими качествами души Бориса Годунова были энергия, смелость, светлый ум. Это все достоинства, драгоценные для «правителя». И, действительно, как правитель, он стоит высоко: обнаруживает знание человеческого сердца, умение управлять людьми, понимание истинных нужд отечества: он уважает образование, стоит за сближение с западной культурой, решительно высказывается против «местничества». Но все эти хорошие качества «правителя» не ему сделать Россию счастливой: не ему ни его светлый ум, ни его житейская ловкость, у него нет ни одного союзника: и небеса, и люди, простые и знатные, русские и поляки, все и все против него.
Борис как преступник
Все его административные таланты оказываются ему так же бесполезны, как шекспировскому Макбету. Богато одаренный от природы, с широким взглядом на жизнь, властолюбивый и честолюбивый, но без примеси корыстного эгоизма, от всего сердца любящий родину и желающий ей блага и процветания, решительный и энергичный, Борис достиг престола, руководясь принципом: «цель оправдывает средства». Безнравственность этого принципа губит его.
Причины падения Бориса
Народ осудил в его лице преступника, убившего царевича Дмитрия. Народ не дал Борису себя купить, и Годунов не сумел подавить в себе чувства злобы к этой «неблагодарной черни», не сумел понять, что мелкому эгоистическому чувству обиды не может быть места там, где судьба произносит свой неумолимый приговор. Под влиянием этого чувства он делается подозрительным, мрачным, даже суровым. Казни, пытки, шпионство – вот, к чему прибегает Борис для упрочения своего колеблющегося престола. От прежнего, широкого и светлого, понимания своего положения «царя – слуги народа», он переходит к эгоистическим стремлениям удержать престол за сыном. В предсмертной речи своей он дает сыну совет, как хитрее провести своих подданных.
Дети Бориса погибли, как искупительная жертва за преступления отца, не обман народа и бояр, не самозванец погубили его дело, обман имел успех лишь, как орудие той грозной силы, с которою не поладил Годунов. И самозванство Лжедмитрия, по взгляду Пушкина, было ясно для всех. Пленник, на вопрос Отрепьева:
«Ну, обо мне как судят в вашем стане?»
отвечает:
«А говорят о милости твоей,
Что ты, дескать, (будь не во гнев!), и вор,
А молодец...».
Боярская среда, подготовившая падение Бориса и торжество Самозванцу, тоже совершенно никакой веры к нему не питала (слова Василия Шуйского, Гаврилы Пушкина и др.). Как только Бориса не стало, и сын его лишился престола, Самозванец сыграл свою роль. «Раньше, или позже, он должен был удалиться с исторической сцены, сняв свой театральный костюм, захваченный из казны московских государей. Убийство, совершенное рьяными сторонниками Самозванца, не замедлило обнаружить истинное народное настроение, скрывавшееся за кажущимся успехом мнимого Дмитрия. «Народ в ужасе молчит». В этом указании Пушкина приговор над Самозванцем уже произнесен. Он и сам будет в конце концов убит.
Борис как человек
Отметив в душе Бориса Годунова главную черту – «честолюбие», Пушкин, следуя за драматургами-романтиками, не ограничился этой одной чертой, он дал всестороннее освещение его души, обрисовав его, как человека вообще и как правителя.
Борис, как человек истинно-драматическое лицо, потому что доброе и злое просто и правдиво перемешались в его сердце: он не односторонний псевдоклассический злодей, и не романтический, с присущей ему красивой позой, он просто несчастный человек, которого только страсть и случай толкнули на преступление. Он возбуждает в нас жалость потому, что в нем много доброго: с того дня, как он совершил преступление, совесть его мучит; эта страшная душевная борьба свидетельствует о неиспорченности его натуры, о том, что преступление свое он искупает в течение многих лет... И этот медленный мучительный самосуд обезоруживает всякого, кто хотел бы строго отнестись к Годунову, как к преступнику. Кроме того, всякого подкупает сердечность его в отношениях к народу, к своей семье.
Борис Годуов
Борис Годунов
Борис как правитель
Безразличными, в моральном отношении, но, во всяком случае, подкупающими качествами души Бориса Годунова были энергия, смелость, светлый ум. Это все достоинства, драгоценные для «правителя». И, действительно, как правитель, он стоит высоко: обнаруживает знание человеческого сердца, умение управлять людьми, понимание истинных нужд отечества: он уважает образование, стоит за сближение с западной культурой, решительно высказывается против «местничества». Но все эти хорошие качества «правителя» не ему сделать Россию счастливой: не ему ни его светлый ум, ни его житейская ловкость, у него нет ни одного союзника: и небеса, и люди, простые и знатные, русские и поляки, все и все против него.
Борис как преступник
Все его административные таланты оказываются ему так же бесполезны, как шекспировскому Макбету. Богато одаренный от природы, с широким взглядом на жизнь, властолюбивый и честолюбивый, но без примеси корыстного эгоизма, от всего сердца любящий родину и желающий ей блага и процветания, решительный и энергичный, Борис достиг престола, руководясь принципом: «цель оправдывает средства». Безнравственность этого принципа губит его.
Причины падения Бориса
Народ осудил в его лице преступника, убившего царевича Дмитрия. Народ не дал Борису себя купить, и Годунов не сумел подавить в себе чувства злобы к этой «неблагодарной черни», не сумел понять, что мелкому эгоистическому чувству обиды не может быть места там, где судьба произносит свой неумолимый приговор. Под влиянием этого чувства он делается подозрительным, мрачным, даже суровым. Казни, пытки, шпионство – вот, к чему прибегает Борис для упрочения своего колеблющегося престола. От прежнего, широкого и светлого, понимания своего положения «царя – слуги народа», он переходит к эгоистическим стремлениям удержать престол за сыном. В предсмертной речи своей он дает сыну совет, как хитрее провести своих подданных.
Дети Бориса погибли, как искупительная жертва за преступления отца, не обман народа и бояр, не самозванец погубили его дело, обман имел успех лишь, как орудие той грозной силы, с которою не поладил Годунов. И самозванство Лжедмитрия, по взгляду Пушкина, было ясно для всех. Пленник, на вопрос Отрепьева:
«Ну, обо мне как судят в вашем стане?»
отвечает:
«А говорят о милости твоей,
Что ты, дескать, (будь не во гнев!), и вор,
А молодец...».
Боярская среда, подготовившая падение Бориса и торжество Самозванцу, тоже совершенно никакой веры к нему не питала (слова Василия Шуйского, Гаврилы Пушкина и др.). Как только Бориса не стало, и сын его лишился престола, Самозванец сыграл свою роль. «Раньше, или позже, он должен был удалиться с исторической сцены, сняв свой театральный костюм, захваченный из казны московских государей. Убийство, совершенное рьяными сторонниками Самозванца, не замедлило обнаружить истинное народное настроение, скрывавшееся за кажущимся успехом мнимого Дмитрия. «Народ в ужасе молчит». В этом указании Пушкина приговор над Самозванцем уже произнесен. Он и сам будет в конце концов убит.