Особенно сильные споры велись вокруг центральной фигуры романа – нигилиста евгения базарова. этот герой выступает в романе как противник всего, созданного и накопленного дворянством и человечеством вообще: морально-нравственных ценностей, культуры, простых человеческих чувств. чтобы показать неправильность взглядов базарова, автор проводит его через жизненные испытания. герой испытывает тоску одиночества и неразделенную любовь. в итоге он понимает, что нельзя отрицать естественные законы человеческой жизни, на которых строится существование любого человека. понять это базарову страстная влюбленность в анну сергеевну одинцову, умную и красивую женщину. будучи у нее в гостях, базаров признается ей в своих чувствах. это происходит в 18-ой главе романа. под незначительным предлогом одинцова пригласила базарова в свою комнату, где захотела продолжить вчерашний разговор. базаров сделал вид, что не помнит предмета их беседы. но одинцова напомнила герою: «о счастии». она, например, никогда не чувствовала себя счастливой. даже в чудесные мгновения общения с музыкой, приятными людьми у героини возникало ощущение мимолетности, лишь подобия настоящего счастья. базаров напоминает анне сергеевне, что она не удовлетворена своей теперешней жизнью, поэтому и не может почувствовать себя счастливой. одинцова переводит разговор на самого базарова. она хочет проникнуть к нему в душу, узнать сокровенные мысли героя, его планы на будущее. но базаров замкнут, он не привык изливать свою душу – еще одно подтверждение большого одиночества героя. евгений пытается уйти от разговора, но одинцова настаивает. она хочет знать, что происходит в душе базарова сейчас, в настоящее время. анна сергеевна уверяет, что герой может открыться ей: «как хотите,…а мне все-таки что-то говорит, что мы сошлись недаром, что мы будем хорошими друзьями. я уверена, что ваша эта, как бы сказать, ваша напряженность, сдержанность исчезнет наконец? » этот вопрос стал решающим. базаров признается анне сергеевне, что причина его напряженности – любовь к ней: «так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…вот чего вы добились». эти слова героя – не только признание в любви, но и признание своего поражения. все нигилистические теории героя разбились о его страстное чувство к одинцовой. именно поэтому автор замечает: «…страсть в нем билась, сильная и тяжелая – страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…» глядя на мучения базарова, анна сергеевна жалеет его и одновременно пугается: так сильны чувства героя. а что же сама одинцова? каково ее отношение к евгению базарову? после сцены объяснения, когда базаров страстно обнимает ее, героиня говорит: «вы меня не поняли». оставшись одна, одинцова убеждает себя, что она относится к базарову как к другу, что она не подозревала о его чувстве: «я виновата, - промолвила она вслух,- но я это не могла предвидеть». одинцова боится признаться себе, что и она чувствует влечение к евгению. весь ее облик говорит об этом: «она увидала себя в зеркале; ее назад закинутая голова с таинственной улыбкой на полузакрытых… глазах и губах, казалось, говорила ей в этот миг что-то такое, от чего она сама смутилась…» да и автор намеками дает понять нам, что одинцова испытывает зарождение чувства к базарову: «одинцова протянула вперед обе руки», «невольная нежность зазвенела в ее голосе», «она не тотчас освободилась из его объятий», «медленно проводила платком по шее, на которой ей все чудилось горячее пятно», наконец, мысль анны сергеевны: «я и себя не понимала».