Небо, глядя на Землю, как она творит горы и долы, моря и реки, деревья и травы, из одной только радости видеть чудо творения из сини своей да из облаков выслепило всего один камень – лазурит. Ну, конечно, не удержало, уронило, и одна частица сотворенного небом камня – синее око, величиной с хороший автобус, – ухнула всего-то в полутора километрах от станции гляциологов, или попросту от домика, в котором жили учёный человек Виталий Михайлович и его внук Агей на Памире. Впрочем, случилось это несколько раньше, чем люди начали заниматься изучением ледников. Открыл камень Агей. А потом они с дедушкой закрыли открытие.
Виталий Михайлович о науке был очень высокого мнения, а вот в разумности человечества сомневался.
– Сколько цивилизаций погубили распри и войны! – восклицал
– Египет, Эллада, древние индийские государства, Рим! И что же? Миллионы людей, лучшие умы, снова работают на войну.
И ещё в одном укорял Виталий Михайлович человечество: в неразумной корысти.
– Покажи мы этот лазурит геологам – и начнётся! Тотчас всё разворочают. Камень распилят на кусочки, увезут, шкатулок из него наделают, каких-нибудь верблюдиков. А он – чудо природы. Пусть лежит в земле, покуда люди не дорастут до мысли, что чудо должно принадлежать тому месту, где сотворено природой. Не обязательно всё свозить в города. Чудо на своём месте обязательно родит иное чудо. Ну, например, придёт сюда мудрый человек, посмотрит на лазурит, и осенит его счастливое открытие.
Агей разгрёб слой земли и глядел на синюю, словно бы в изморози, вершинку камня. Взглядывал на небо, на горы, на крошечный домишко станции и ждал, не шевельнется ли в душе какой-нибудь корешочек какогото открытия?
Корешочек сидел тихо-тихо, словно его и не было.
– Не время, – вздохнул Агей. Он был уверен: открытие за ним. Знать бы, какое? В биологии, в геологии или, может, это будут – стихи? Стихи, нужные всему миру и каждому человеку, любого открытия стоят.
Агей наклонился, прикоснулся рукой к лазуриту.
– Ладно, – сказал он точь-в-точь как дед.
– Я к тебе приду потом. Думаешь, не понимаю, что учиться надо? Потому и уезжаю. Ты потерпи, вернусь – освобожу тебя. К тому времени люди наверняка поумнеют.
Агей забросал лазурит землёй, привалил тонкое место камнем.
– Ты уж прости нас с дедушкой! – и вздохнул. Целый день вздыхалось.
(В. А. Бахревский «Агей»)
Выполните задания
1. Чем удивительна была находка Агея и его деда? Отметьте ДВА правильных ответа.
А. Они нашли метеорит поразительных размеров.
Б. Они нашли редкий камень больших размеров.
В. Они нашли камень поразительной красоты.
Г. Они нашли волшебный камень.
Д. Они нашли остатки древнего ледника.
2. Найдите и выпишите из текста только те слова, которыми автор описывает размеры камня.
3.Как Виталий Михайлович хотел бы, чтобы люди поступили с лазуритом? Отметьте ОДИН правильный ответ.
А. Отправили бы лазурит в музей, чтобы его красоту видели многие.
Б. Сделали бы из лазурита по-настоящему прекрасные вещи.
В. Изучили бы свойства лазурита в научной лаборатории.
Г. Приходили смотреть на лазурит туда, где он появился.
4.Ниже приведена часть разговора двух ребят, которые прочитали текст «Чудо на своём месте».
Аня: «Начало рассказа не сочетается с текстом. Оно волшебное, как для сказки»
Максим: «Нет-нет, начало очень подходит к этому тексту».
Кто из ребят прав? Аня Максим. Объясните свой ответ.
5.Какую мысль текста автор подтверждает примером «…придёт сюда мудрый человек, посмотрит на лазурит, и осенит его счастливое открытие»? Найдите и выпишите предложение из текста.
6. За что Агей попросил прощения у камня? Запишите свой ответ
7. Действие рассказа происходит в веке. Как вы думаете, рассказал бы Агей о лазурите людям в наше время? Объясните, почему вы так считаете
2. Слова, которыми автор описывает размеры камня: "величиной с хороший автобус" и "вершинку камня".
3. Виталий Михайлович хотел бы, чтобы люди приходили смотреть на лазурит туда, где он появился (Г).
4. Максим прав. Начало рассказа сочетается с текстом, так как оно создает волшебную атмосферу и подготавливает читателя к описанию удивительной находки.
5. Автор подтверждает мысль текста примером, что приход мудрого человека осенит счастливое открытие лазурита.
6. Агей попросил прощения у камня за то, что он закрыл его открытие.
7. Рассказ происходит в прошлом веке. В наше время Агей, возможно, рассказал бы о лазурите людям, так как общение и информационные технологии развиваются быстро, и люди могут поделиться своими открытиями и идеями с помощью интернета и социальных сетей.