Комедия н. в. гоголя “ревизор” является одним из наиболее ярких драматургических произведений xix века. автор продолжил традиции сатирической драмы, основы которой были заложены в комедиях фонвизина “недоросль” и грибоедова “горе от ума”.комедия “ревизор” представляет собой глубоко реалистическое произведение, в котором нашли отражение пороки помещичье-чиновной системы россии тридцатых годов xix века. важное место в системе персонажей комедии занимают чиновники, населяющие уездный город. это собирательный, обобщенный образ, выведенный сатирически, ибо включает в себя все отрицательное в политической системе россии того времени. в “авторской исповеди” писатель указывал, что он “решился собрать в одну кучу все дурное в россии, какое он тогда знал, все несправедливости”. гоголь задумал обобщить в задуманной комедии наиболее яркие пороки современного ему государственного правления.автор своей комедией утвердил новую мысль в -не исполнители, а сами законы, весь уклад существующего строя виноваты в том, о чем поведало произведение великого мастера.так, городничий оправдывает свои грехи словами: “не я первый, не я последний, все так поступают”.главное место среди чиновников уездного города отведено городничему - антону антоновичу сквознику-дмухановскому. гоголь в “замечаниях для господ актеров” дал существенные характеристики каждого из главных действующих лиц комедии. так, автор характеризует городничего: “хоть и взяточник, но ведет себя солидно”. более полно этот образ раскрывается в речевых характеристиках самого персонажа. солидный герой и разговор ведет солидный, размеренный. он порожден средой, ею же и воспитан. городничий — образ всей государственной власти современной гоголю россии. он знает, что грешен, ходит в церковь, думает, что в вере тверд, помышляет когда-нибудь покаяться. но велик для него соблазн не пропустить того, “что плывет в руки”. с приездом ревизора, обманывая сам себя, он питает надежду попасть в генералы. наделяя героя естественными слабостями, автор делает его более человечным и тем возвышает над остальными персонажами пьесы. в момент прозрения он бросает в лицо чиновникам и в зал: “ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ”, “чему смеетесь? над собой ”не менее грешен во взятках судья аммос федорович ляпкин-тяпкин. он занят собой и своим умом, и безбожник только потому, что на этом поприще есть простор “выказать себя”.