Критика отмечает, что в произведениях ряда наших писателей обозначился новый герой, думающий о смысле жизни и нравственности, ищущий этот смысл, понимающий свою ответственность в жизни. Задумавшись о проблемах и пороках общества, думая, как их исправить, такой герой начинает с себя. Сегодня, мне кажется, проблема нравственности становится ведущей. В число писателей, поставивших в центр своего творчества нравственные проблемы лиҹности, можно назвать Ч.Айтматова, Б.Васильева, Д.Абрамова, В.Астафьева, Ю.Бондарева, В.Распутина, В.Белова и других. Валентина Распутина я читала и раньше: Прощание с Матерой, Живи и помни, Уроки французского. Писатель всегда нравился мне вдумчивым, честным и строгим отношением к жизни. Один из главных его приемов, как мне кажется, умение показать судьбы людей на крутом переломе их жизни, в трагических ситуациях. В Живи и помни это ситуация, когда солдат-дезертир скрывается в своем родном селе (в заброшенной бане), в Прощании с Матерой описывается период, когда жители готовятся переселиться из родной деревни, которую решено затопить. В небольшой повести Пожар мы вновь встречаемся с особой ситуацией. В.Распутин развивает здесь одну из своих излюбленных тем: о корнях человека, о его связи с тем местом, где он родился и вырос, о том, что отсутствие нравственных корней ведет к моральному вырождению. Окрестные деревни затопили, и жителей шести деревушек свели в поселок Сосновка. Исконные жители этого края называли себя старожилами. А позже понаехали сюда по набору за большими деньгами пришлые, как правило, мало связанные нравственными нормами. Старожилы называют их архаровцами. Приезжих писатель насмешливо называют легкими людьми, не отягощенными хозяйством, постепенно они и составили силу, ничего не боящуюся и не стыдящуюся. Прежде, когда люди жили подолгу на одном месте, их связывали личные и родственные узы. Поэтому и стыд перед сельчанами был велик, и традиции уважения к старшим, труду, порядку были крепче. Люди почитали совесть, стыд, честь и честность. Потеря внутренней связи между людьми, отсутствие стыда, стыда перед односельчанами, пренебрежение вечными традициями уважения к старшим, скромности, трудолюбия все это приводит к тому, что люди превращаются либо в хищников, либо в бездушных эгоистов. Пожар в повести как бы разделил людей на две группы. Первые те, кто, забыв об опасности, кидается гибнущее добро. Но другие мародерствуют, пытаются нагреть руки и жадность переходит в жестокость и преступление: архаровцы убивают сторожа дядю Мишу Хампо, который не давал им воровать. Одна трагедия влечет и другую: в схватке погибает и воришка по прозвищу Соня.
Критика отмечает, что в произведениях ряда наших писателей обозначился новый герой, думающий о смысле жизни и нравственности, ищущий этот смысл, понимающий свою ответственность в жизни. Задумавшись о проблемах и пороках общества, думая, как их исправить, такой герой начинает с себя. Сегодня, мне кажется, проблема нравственности становится ведущей. В число писателей, поставивших в центр своего творчества нравственные проблемы лиҹности, можно назвать Ч.Айтматова, Б.Васильева, Д.Абрамова, В.Астафьева, Ю.Бондарева, В.Распутина, В.Белова и других. Валентина Распутина я читала и раньше: Прощание с Матерой, Живи и помни, Уроки французского. Писатель всегда нравился мне вдумчивым, честным и строгим отношением к жизни. Один из главных его приемов, как мне кажется, умение показать судьбы людей на крутом переломе их жизни, в трагических ситуациях. В Живи и помни это ситуация, когда солдат-дезертир скрывается в своем родном селе (в заброшенной бане), в Прощании с Матерой описывается период, когда жители готовятся переселиться из родной деревни, которую решено затопить. В небольшой повести Пожар мы вновь встречаемся с особой ситуацией. В.Распутин развивает здесь одну из своих излюбленных тем: о корнях человека, о его связи с тем местом, где он родился и вырос, о том, что отсутствие нравственных корней ведет к моральному вырождению. Окрестные деревни затопили, и жителей шести деревушек свели в поселок Сосновка. Исконные жители этого края называли себя старожилами. А позже понаехали сюда по набору за большими деньгами пришлые, как правило, мало связанные нравственными нормами. Старожилы называют их архаровцами. Приезжих писатель насмешливо называют легкими людьми, не отягощенными хозяйством, постепенно они и составили силу, ничего не боящуюся и не стыдящуюся. Прежде, когда люди жили подолгу на одном месте, их связывали личные и родственные узы. Поэтому и стыд перед сельчанами был велик, и традиции уважения к старшим, труду, порядку были крепче. Люди почитали совесть, стыд, честь и честность. Потеря внутренней связи между людьми, отсутствие стыда, стыда перед односельчанами, пренебрежение вечными традициями уважения к старшим, скромности, трудолюбия все это приводит к тому, что люди превращаются либо в хищников, либо в бездушных эгоистов. Пожар в повести как бы разделил людей на две группы. Первые те, кто, забыв об опасности, кидается гибнущее добро. Но другие мародерствуют, пытаются нагреть руки и жадность переходит в жестокость и преступление: архаровцы убивают сторожа дядю Мишу Хампо, который не давал им воровать. Одна трагедия влечет и другую: в схватке погибает и воришка по прозвищу Соня.